Доклад по теме: «Дифференцированное обучение»




Скачать 158.48 Kb.
НазваниеДоклад по теме: «Дифференцированное обучение»
Дата публикации19.06.2013
Размер158.48 Kb.
ТипДоклад
www.vbibl.ru > Психология > Доклад
ДОКЛАД
по теме: «Дифференцированное обучение»

Зам. директора по УВР

МОУ СОШ № 12 ст. Кужорской

Застрожина Раиса Георгиевна

ст. Кужорская , 2007 г.

Задержка психического развития детей подросткового возраста как психологическая проблема

1.1. ЗПР как одна из форм дизонтогенеза

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка. В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.

Задержка психического развития является по классификации В.В.Лебединского (1985) является одной из форм дизонтогенеза (Дизонтогенез (диз + греч. оп - сущее, существо, gеnеsis - происхождение) - нарушение психического развития), наряду с другими вариантами такими как, недоразвитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические причины.

Основной биологической причиной, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными и возникать в пренатальном (особенно при токсикозах в первой половине беременности), перинатальном (родовые травмы, асфиксия плода), а также постнатальном периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей. Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

Круг социально-психологических факторов, прямо или косвенно влияющих на задержку психического развития ребенка, широк. К ним относятся следующие: сенсорная недостаточность, неприятие ребенка, алкоголизм и наркомания родителей, неблагоприятная экология, а также различные варианты неправильного воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР.

В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах:

1) конституционального происхождения

2) соматогенного происхождения

3) психогенного происхождения

4) церебрально-органического генеза.

Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.

К 1) ЗПР конституционального происхождения относят: истинный инфантилизм; гармонический или психофизический инфантилизм; психический инфантилизм. При данной форме отмечается такая структура личности, при которой эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, незрелость личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций. При переходе к школьному возрасту сохраняется большая значимость для детей игровых интересов. Черты эмоционально-волевой незрелости часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Ребенок по своему психическому и физическому облику соответствует более раннему этапу возрастного развития. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера. Нередко возникновение этой формы ЗПР может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами. Детям с этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглаживается. Однако обучение в школе с 6-летнего возраста для них нерационально.

При благоприятной микросреде прогноз благоприятный - основные черты инфантилизма корректируются.

2) ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой

соматической астении и соматической инфантилизацией. Данная форма возникает вследствие длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов и др.). В возникновении ЗПР у этой группы детей большая роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных невротических наслоений (неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности). Усугубляет состояние ребенка режим ограничений и запретов, в котором он постоянно находится.

3) ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания: 1) асоциальная семья, 2) воспитание по типу гиперопеки или гипоопеки. Неблагоприятные социальные условия, долго воздействующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возникновению стойких отклонений в его нервно-психической сфере. Эту форму ЗПР надо уметь отличать от педагогической запущенности, проявляющейся, прежде всего в ограниченных знаниях и умениях ребенка вследствие недостатка интеллектуальной информации. Данная форма ЗПР наблюдается при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленном явлениями гипоопеки и гиперопеки. У ребенка в условиях безнадзорности (гипоопеки) не формируется произвольное поведение, не стимулируется развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка в условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет к возникновению у него таких отрицательных черт личности, как отсутствие или недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР не способны к волевому усилию, у них отсутствует произвольная форма поведения. Все эти качества в конечном счете ведут к тому, что ребенок оказывается неприспособленным к жизни.

Патологическое развитие личности по невротическому типу наблюдается у детей, воспитывающихся в условиях, где царят грубость, деспотичность, жестокость, агрессивность. Данная форма ЗПР часто встречается у детей, лишенных семьи. У них отмечается эмоциональная незрелость, малая активность. Психическая неустойчивость сочетается с задержкой формирования познавательной деятельности.

4) ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция - этот термин был предложен Э.Депффом в 1959 г. для обозначения симптомов, возникающих в результате поражения мозга.) занимает основное место в полиморфной группе задержки психического развития. Дети с данной формой ЗПР характеризуются стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. Функциональные расстройства ЦНС накладывают отпечаток на психологическую структуру этой формы ЗПР.

Клинико-психологическую структуру этой формы ЗПР характеризует сочетание черт незрелости и различной степени поврежденное ряда психических функций. Признаки незрелости в эмоциональной сфере проявляются при органическом инфантилизме, а в интеллектуальной — в недостаточной сформированности отдельных корковых функций и в недоразвитии регуляции высших форм произвольной деятельности.

ЗПР могут возникать и вследствие иных причин. В зависимости от особенностей проявления задержки психического развития строится коррекционная работа, речь о которой пойдет дальше.

Дети и подростки с ЗПР могут обучаться в школах общего назначения. Но учитель должен хорошо знать их особенности, чтобы осуществлять индивидуальный подход к этим детям. Детям с резко выраженной задержкой психического развития, как правило, следует посещать специальные группы при детских садах, учиться в специальных школах. Для них организуются классы выравнивания при школах общего назначения. По окончании неполной средней школы выпускники, как правило, могут поступать в различные учебные заведения общего типа — на курсы, в ПТУ, в техникумы и др.

Итак общие особенности подростков с ЗПР таковы:

- сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;

- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;

- неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;

  • память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;

  • наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;




  • имеются легкие нарушения речевых функций;

  • незрелость эмоциональной сферы и мотивации;

- несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений.

Выводы по практической части

В практической части нашей работы мы поставили перед собой цель выявить психологические особенности подростков с задержкой психического развития. С поставленной целью, а также с задачами мы справились. В ходе исследования мы проверяли истинность выдвинутой нами гипотезы, которая частично подтвердилась: действительно подростки с ЗПР имеют определенные особенности.

В ходе проведения анализа мы также установили следующее:

1. Подростки с ЗПР отличаются от подростков с нормальным течением
онтогенеза в среднем более высоким уровнем агрессивности. В частности,
для них характерны такие черты, как обидчивость, негативизм,
раздражительность, а также они отличаются развитым чувством вины,
обусловленным, предположительно, особенностями воспитания и обучения в
специализированных школах.

  1. Развитие эмпатических способностей у подростков с ЗПР и
    подростков с нормальным онтогенезом не различается.

  2. Для большинства подростков с ЗПР характерен низкий уровень
    социального интеллекта, что приводит к трудностям в установлении
    контактов, неумению вести себя в сложных, конфликтных ситуациях и
    общей плохой социальной адаптацией.

  3. С подростками с задержкой психического развития необходимо вести
    комплексную работу по коррекции агрессивности и развитию социальных
    умений и формированию социальных способностей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поступление ребенка в школу - важное событие в его жизни, к которому он должен быть подготовлен. К числу основных компонентов личностной готовности ребенка к школьному обучению, без которых нельзя рассчитывать на успехи, относится его мотивационная готовность.

Исследования Л.И. Божович доказывают, что наличие одной социальной мотивации без непосредственного интереса к учебной деятельности недостаточно для овладения программным материалом. Отсутствие непосредственной мотивации, идущей от учебной деятельности, ведет к приобретению знаний, которые мало влияют на психическое развитие и на формирование учебной деятельности. Данные, полученные по результатам исследований, свидетельствуют о том, что при отсутствии мотивации знания формальны. Отсутствие мотивации снижает качество знаний, обедняет кругозор ребенка и снижает успеваемость.

Для адаптации учащихся с ЗПР в обществе, для успешного включения в трудовую деятельность в школьном коллективе важны не только общеобразовательные знания, умения и навыки рабочих операций. Большое значение имеют также личностные особенности ученика и, в частности, наличие у него коллективных мотивов деятельности, необходимых для участия в совместной работе с другими людьми. Ведь именно коллективная деятельность, по утверждению Л.С. Выготского, создает возможность для формирования у ребенка положительных, социально значимых черт личности.

Незрелость мотивационной сферы испытуемых с ЗПР обнаруживается в том, что в большей степени мотивы усваиваются ими формально, не становясь собственными мотивами и стремлениями.

У младших школьников с ЗПР мотивация определяется новой социальной ролью ребенка, когда он превращается в школьника. Но эта мотивация не может долгое время поддерживать учебную деятельность и постепенно теряет свое значение. Поэтому очень важно уже в начальных классах формировать ч мотивацию, придающую учебной деятельности значимость. Важно, чтобы учебная деятельность стала для ребенка жизненно важной, тогда она будет и более успешной. Поэтому учебная деятельность учителя должна являться приоритетной для учителя начальных классов. Мотивация к учебной деятельности никогда не возникнет сама по себе. Учебно-познавательные мотивы формируются учителем в ходе учебной деятельности. Поэтому учитель начальных классов должен четко представлять, как повышается мотивация к обучению у младших школьников в ходе учебной деятельности.

Таким образом, структура мотивационной деятельности учащихся с ЗПР имеет ряд специфических черт. Игровые мотивы для них являются более актуальными. Интеллектуальная задача, непривлекательная сама по себе, под действием игрового мотива становится интересной для младших школьников с ЗПР. При этом каждый этап игры имеет самостоятельное значение для данной категории учащихся, для них важен конечный результат - выигрыш.

Нарушение деятельности младших школьников с ЗПР - значительный компонент в структуре дефекта, который тормозит обучение и развитие учащихся. Нормализация деятельности должна осуществляться в ходе уроков и во внеурочное время. В учебной деятельности школьников формируется умение управлять психическими процессами и организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. Понимание учеником учебных задач делает учебную деятельность осознанной, мотивированной.

Исследования показали, что большинство младших школьников с

ЗПР обладает значительными возможностями к развитию мотивационной сферы и, как следствие, повышению интереса к учебной деятельности. Одной из важнейших задач обучения и воспитания младших школьников с ЗПР является формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, а также устойчивость мотивации.

В зависимости от структуры дефекта необходимо использовать разную помощь. Иногда необходимо лишь изменить условия работы ученика. 1) Часто отмечались случаи, когда ученик самостоятельно не может справиться с заданием, но если вызвать его к доске и записать содержание задания, рассуждая при этом вслух, то это же задание он выполняет успешно. Такие действия являются стимулирующими для учащихся с ЗПР и повышают их активность. 2) В некоторых случаях учителю приходится пользоваться наводящими вопросами, аналогиями. 3) Часто учащиеся сами проявляют активность в поисках средств, облегчающих решение поставленных задач, несколько раз прочитывают задание, рассуждают вслух, просят записать исходные данные, используют вспомогательные средства при выполнении задания. 4) Они неравнодушны к оценке учителя, ищут подтверждения правильности своих решений, ободрения и поддержки, проявляют заинтересованность в высоких оценках и очень огорчаются своим неудачам, а иногда и неудачам товарища.

В ходе исследований мы разработали программу организации учебной деятельности по формированию учебной мотивации на уроках русского языка у исследуемого контингента учащихся. Полученные результаты формирующего эксперимента убедительно доказали эффективность предпринятых мероприятий, что в конечном счете позволило достигнуть результатов исследования.

В нашей школе дифференцированное обучение существует с 1987 года. В этом году у нас 5 классов ЗПР и 1 класс коррекции. Всего 66 человек.

Обучаются дети в классах VII вида (ЗПР) до 9 класса. В 9 классе учащиеся сдают экзамены, но в щадящем режиме, т.е. учителя составляют условия экзаменационных работ по русскому языку и математике. Отправляются эти работы на утверждение в Управление образования, а потом эти работы присылаются на экзамен.

Образование таких классов имеют для нас большое значение:

1. В этих классах есть все возможности для индивидуальной работы с учащимися.

2. В этих классах почти не бывает второгодников (за исключением тех, которые не посещают занятий).

3. В 9 классах ЗПР в начальной школе дополнительно выделяются коррекционные часы (2 часа в неделю), в среднем звене 1 час.

4. Для классов ЗПР организуются ГПД, где дети под руководством учителя выполняют домашние задания, проводят воспитательные мероприятия, пользуются горячим питанием.

5. Дети классов ЗПР чувствуют себя равными среди учащихся класса по умственному развитию.

6. Окончив основную школу учащиеся продолжают обучение в средних специальных учебных заведениях, вечерней школе или устраиваются на работу.

Несколько учеников за период существования данных классов получили высшее образование.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад по теме: «Дифференцированное обучение» iconУрок-практикум по теме «Обучение написанию сочинения-рассуждения в 11-м классе»
Продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте

Доклад по теме: «Дифференцированное обучение» icon2. Символьное обучение (обучение в пространстве понятий)
Обучение (в работах по ии): «любое изменение в системе, приводящее к улучшению решения задачи при ее повторном предъявлении или к...

Доклад по теме: «Дифференцированное обучение» iconДоклад по теме: «Строительство и эксплуатация энергоэффективных домов в условиях Сибири»
...

Доклад по теме: «Дифференцированное обучение» iconДоклад по теме: «Компьютер на уроке физики»
Подготовила учитель физики, информатики и математики Чащинской сош, Мучкапского района Тамбовской области Тюменева О. К

Доклад по теме: «Дифференцированное обучение» iconУрок по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» 8 класс (творческая разработка)
Место урока в системе уроков по теме: Первый урок в теме «Решение квадратных уравнений»

Доклад по теме: «Дифференцированное обучение» iconДоклад по теме: «организация работы по охране труда водителей дистанции сцб»
Автотранспортный цех лишь маленький винтик огромного механизма, но сбой в работе этого «винтика» по принципу домино отразится на...

Доклад по теме: «Дифференцированное обучение» iconДоклад по теме: «Арабо-Израильский конфликт»
Но не смотря на усилия т н мирового сообщества, конфликт продолжается и будет продолжаться в обозримом будущем. Каковы причины конфликта?...

Доклад по теме: «Дифференцированное обучение» iconИ. В. Кравцова Муниципальное образовательное учреждение «Егорьевская...
Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается доклад по теме: Преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога...

Доклад по теме: «Дифференцированное обучение» iconРазработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению»
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа

Доклад по теме: «Дифференцированное обучение» iconДоклад по теме семинара: "Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества"
Это связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница