Субъектность педагога: теория и практика




НазваниеСубъектность педагога: теория и практика
страница1/4
Дата публикации15.03.2013
Размер0.64 Mb.
ТипАвтореферат
www.vbibl.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru


На правах рукописи

ВОЛКОВА Елена Николаевна

СУБЪЕКТНОСТЬ ПЕДАГОГА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА


Специальность 19.00.07- педагогическая психология

А в т о р е ф е р а т диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва - 1998

2

Работа выполнена в Нижегородском институте развития образо-

вания

Научный консультант :

И.В.Дубровина - доктор психологических наук,

профессор, член-корреспондент РАО Официальные оппоненты:

В.С.Собкин - доктор психологических наук,

профессор, член-корреспондент РАО Е.М.Борисова - доктор психологических наук,

профессор

А.К.Маркова - доктор психологических наук,

профессор

Ведущее учреждение - Московский государственный открытый педагогический университет

Защита состоится “—“ ---------------- 1998 г. в ---- часов на за- седании Диссертационного Совета Д.о18.03.01 по защите дис- сертаций на соискание ученой степени доктора психологичес- ких наук при Психологическом институте РАО по адресу:

103009, Москва, ул. Моховая, д.9, корпус “В”.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Психологи-

ческого института РАО.

Автореферат разослан “----“------------------- 1998 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, доктор психологических наук,

профессор А.В.Захарова.

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

3

Актуальность исследования. На пороге третьего тысячелетия челове- чество столкнулось с отрицанием собственной природы как разумной сущ- ности бытия. Социальные, экономические, политические и культурные кри- зисы эпохи как определенные результаты деятельности человека не отве- чают критерию разумности и ответственности. Усложняет эту ситуацию и то обстоятельство, что подобную дисгармонию невозможно объяснить неве- жеством человека, потому что количество гуманных и конструктивных идей , знаний и рецептов социального переустройства общества давно пре- высило критическую массу и с развитием новых средств передачи инфор- мации стало доступным значительным группам людей (Г.Г.Дилигенский). Очевидно, что источником современных социальных катаклизмов является сам человек. Поэтому сегодня особенно актуальны проблемы понимания сущности и назначения человека, его возможностей и ограничений, его спо- собностей распоряжаться своей жизнью и жизнью мира и нести ответствен- ность за принятые решения.

Динамизм и глобальный характер перемен, охвативший все сферы жизни нашего общества, вызвал значительные изменения в судьбах людей. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительно- сти, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменить ее, изменяясь и развиваясь при этом сам. Активное дея- тельное начало , интегрирующее в себе и проявляющее собой потенциалы человека вызывает пристальный интерес гуманитарных научных дисциплин, в первую очередь, философии, психологии, педагогики.

Проблема человека как субъекта деятельности и жизнедеятельности имеет в отечественной психологии богатую традицию: философско- психологическая концепция человека С.Л.Рубинштейна, конкретизированная в работах К.А.Абульхановой-Славской , А.В.Брушлинского и др.; исследо- вания человека как системы индивидных, личностных, субъектных свойств и индивидуальности, выполненные в школе Б.Г.Ананьева; концепция отно-

4 шений человека В.Н.Мясищева составляют методологическую основу изу- чения субъектного начала человека.

В настоящее время субъектный подход к исследованию психологи- ческой реальности становится приоритетным. Субъектность приобретает статус методологического принципа и одновременно является предметом изучения .Анализируются феномены субъектности (В.А. Петровский), ком- поненты субъектного опыта (А.К.Осницкий), механизмы субъектности ( В.А. Татенко); изучаются закономерности развития субъектного начала че- ловека в онтогенезе (А.В.Захарова, Д.И.Фельдштейн, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман), принципы организации образовательных систем, развиваю- щих субъектность ( В.В.Давыдов ) .Однако, все еще остается известная не- определенность значения самого понятия субъектности, ее онтологического статуса, морфологии.

В нашей работе субъектность понимается через категорию “отно- шение” и представляет собой отношение человека к себе как к деятелю. Это оказывается существенной характеристикой при изучении человека в про- фессии. Исследования общих закономерностей профессиональной деятель- ности (Е.М.Борисова, Е.А Климов, Б.Ф. Ломов, А.К.Маркова , В.Д.Шадриков) показали определяющее влияние на ее эффективность и ре- зультативность “ human factor “- человеческого фактора, а точнее внутрен- ней субъектной позиции человека по отношению к себе. С другой стороны , известно (А.А.Деркач , Е.И. Степанова , Е.Ф.Рыбалко, Н.В.Кузьмина), что профессиональная деятельность для взрослого человека составляет важней- шую часть, системный стержень всей жизни. Это особенно отчетливо прояв- ляется в профессии учителя - одной из наиболее ярких профессий соционо- мического типа.

В исследованиях по проблемам психологии учителя (Н.А. Аминов, Ф.Н.Гоноболин, С.В.Кондратьева , Н.В.Кузьмина , Ю.Н. Кулюткин , А.К. Маркова , Л.М.Митина, А.Б.Орлов, А.А.Реан и др.) анализируются многие профессионально важные свойства личности учителя и педагогические спо-

5 собности: любовь к детям, дидактические особенности, коммуникативные умения и навыки, интеллект, критичность мышления и т.д, а также типич- ные неадекватные поведенческие проявления педагогов. Но интегративные образования личности учителя , связанные с его отношением к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности ,изучены пока не- достаточно.

К сожалению, учитель часто смыслом своего труда считает переда- чу школьникам определенной суммы знаний, оставляя проблемы развития личности учащихся за пределом своих профессиональных задач. Несомнен- но, обучение - одна из важнейших функций педагога и сам процесс обуче- ния обладает большим развивающим потенциалом. Но готовность учащихся к саморазвитию, самообразованию за пределами школы связана не только с овладением информацией, а предполагает развитие определенной системы отношений учащихся к окружающему миру, к другим людям, к самим себе. Поэтому сегодня актуально и значимо изучение особенностей педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности, предполагающее взаимосвязь и взаимообусловленность качественных изменений в личности самого учителя и в личности его воспитанников (У.Глассер, Р.Бернс, И.В.Дубровина, А.К.Маркова, К.Роджерс).

Создание в нашей стране психологической службы образования подчинено задаче изучения индивидуальных особенностей ребенка и разви- тия субъектного начала в нем (И.В.Дубровина). Большинство теоретических и прикладных исследований по практической психологии образования ори- ентированы на работу психолога непосредственно с учащимися . Между тем, более эффективным может оказаться опосредованная помощь психо- лога ребенку , реализованная через работу психолога с учителем. Основной фигурой , оказывающей влияние на ученика, был и остается учитель, от профессионализма которого во многом зависят возможности развития ре- бенка. Поэтому взаимодействие практического психолога с учителем , ак- туализация субъектности педагога, развитие педагогического профессиона-

6 лизма представляет собой актуальное направление деятельности практиче- ской психологии образования.

Цель исследования: изучение сущности и закономерностей раз- вития субъектности человека, выявление специфики субъектности педагога и разработка научно-практических основ развития этого свойства в контек- сте практической психологии образования.

Объект исследования: субъектность педагога.

Предмет исследования: внутренние предпосылки и внешние про-

явления субъектности педагогов общеобразовательных школ.

Гипотеза исследования. Основываясь на идее о том, что специфи- ка человеческого существования заключается в его общественном характере, в его активно -преобразующей деятельности, в его сознательно- сти(С.Л.Рубинштейн), мы предположили, что условием исполнения этого является развитие у человека особого личностного свойства - субъектности.

Далее мы предположили, что субъектность является интегратором профессиональных способностей человека и обеспечивает возможность вы- полнения им профессиональных требований на высоком уровне качества.

Также мы предположили, что субъектность педагога выражается не только в отношении учителя к себе как к субъекту собственной деятель- ности, но и в отношении к учащимся как к субъектам их собственной дея- тельности.

Для проверки гипотезы были определены следующие основные задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ подходов к пониманию субъектности в психологии.

2. Дать общую характеристику и определение субъектности как лично-

стного свойства человека .

3. Выявить и описать содержание факторов субъектности и условий ее развития.

7

4. Разработать систему понятий, описывающих специфику субъектно-

сти педагога.

5. Провести экспериментальное изучение субъектности педагога как основы его профессионализма.

6. Определить психологические условия развития субъектности педаго- га и разработать концептуальные основы повышения квалификации педаго- гов в субъектной парадигме.

Организация и методы исследования.

В работе обобщены результаты изучения субъектности педагогов общеобразовательных школ г. Нижнем Новгорода, Нижегородской области, Чувашской республики. Общий объем выборки составил 950 педагогов общеобразовательных школ, а также 60 педагогов, поступивших на факуль- тет профессиональной переподготовки по специальности “Практический психолог”.

Теоретические задачи исследования решались посредством анализа и обобщения философской, психологической и педагогической литературы, связанной с предметом исследования, а также применением метода аналогий и моделирования.

Для решения эмпирических задач был разработан и использован ме- тодический комплекс исследования субъектности педагога. Исходя из струк- турных особенностей методик, мы выделяем четыре группы методов диагно- стики субъектности педагога:

• проективные методы :метод свободных самоописаний; тест двадцати утверждений на самоотношении М.Куна и Т. Мак-Портланда; модифициро- ванный варианта цветового теста отношений , методика неоконченных пред- ложений, методика пиктограммы с последующей вербализацией рисунка;

• тесты: методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича, тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева, модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири, тест К. Томаса, тест базисного ин-

8

теллекта Р.В. Кетелла, модифицированную методику В.Т.Козловой (ММК)

,ориентированную на исследование лабильности мыслительной деятельно- сти на второсигнальном уровне и исследование креативности; шкала интер- нального- экстернального контроля Дж. Роттера; тест-опросник уровня субъ- ективного контроля (УСК) Е.Ф.Бажина, А.М.Эткинда; методика Н.В.Стамбуловой по диагностике волевых качеств; опросник А.Меграбиана; личностный опросник Г. Айзенка; методика исследования личностного дифференциала(ЛНИИПНИ им.В.М.Бехтерева).

• опросники по изучению стиля педагогической деятельности (Марко- ва А.К, Никонова А.Я.), стиля педагогических отношений (Соколов И.М.), самоотношения (В.В.Столин), по диагностике субъектности (Волкова Е.Н., Серегина И.А.).

• беседы, анкеты, интервью по специально разработанным схемам для выявления психологических особенностей субъектности у учителей ;

• наблюдение реального поведения и взаимоотношений по схемам

Н.Фландерса и Дж.Хассарда;

При обработке результатов исследования применялись стандартные методы вариационной статистики, корреляционный анализ, факторный ана- лиз по методу главных компонент, а также качественный анализ данных.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Субъектность - это психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю . Субъектность является условием осуществления человеческого способа бытия.

2. Субъектность - это интегративное характеристика, которая составля- ет основу профессиональных способностей. Субъектность связана с выявле- нием системообразующего отношения профессиональной деятельности. Для педагога таким отношением выступает ценностное отношение к ученику.

3. Отношение человека к себе как к деятелю предполагает признание и принятие не только у себя, но и у другого человека активности, сознатель-

9 ности, связанной со способностью к целеполаганию и рефлексии, свободы выбора и ответственности за него, уникальности.

4. Факторами субъектности являются мотивация с гуманистической на- правленностью и внутренним локусом контроля и позитивная , гибкая, от- крытая Я-концепция. В совокупности они определяют внутренние условия развития у человека отношения к себе как к деятелю.

5. Субъектность возникает и развивается в результате взаимодействия людей при осуществлении деятельности . Необходимым и достаточным ус- ловием развития субъектности индивидуума является другой человек в том случае, если у другого развито отношение к себе как к деятелю.

Научная новизна и теоретическая значимость работы.

Исследован онтологический статус субъектности как личностного свойства человека, дано определение субъектности, ее атрибутивных харак- теристик и описание факторов субъектности во взаимосвязи.

Определены условия развития субъектности, важнейшим из которых является другой человек. Показано, что для развития субъектности индиви- дуума важен не просто факт наличия другого человека , а развитие у друго- го отношения к себе как к деятелю.

Проведено комплексное теоретико-экспериментальное исследование содержания субъектности педагогов. Показано, что субъектность педагогов имеет специфику, определяемую взаимообусловленностью отношения учи- теля к себе как к субъекту собственной деятельности и его отношением к учащимся как к субъектам их собственной, учебной деятельности.

Раскрыто содержание факторов субъектности педагога. Показана возможность разработки психологических критериев и показателей про- фессионализма педагога на основе анализа его субъектности.

Обоснована необходимость и показаны перспективы работы с педа-

гогами в системе психологической службы образования , возможности и ог-

10 раничения развития субъектности учителя в контексте психологической службы образования.

Разработаны концептуальные основы повышения квалификации пе- дагогов в субъектной парадигме и предложены варианты образовательных программ для педагогов и практических психологов, направленных на раз- витие субъектности педагога..

Апробация работы. Результаты исследования апробировались в ходе их обсуждения на заседаниях лаборатории научных основ детской практи- ческой психологии Психологического института Российской Академии Об- разования, кафедры психологии Нижегородского государственного педаго- гического университета, кафедры психологии и Ученого совета Нижегород- ского института развития образования.

Материалы диссертационного исследования докладывались и об- суждались на Первом съезде практических психологов образования (Моск- ва,1994), на международных ( Москва, 1996, Н.Ногород, 1995,София,

1997), на всероссийских ( Москва, 1997, С-Петербург, 1994, Н. Новгород,

1991), региональных научно -практических семинарах и конференци-

ях(Н.Новгород,1995, 1996, 1997, Чебоксары, 1993,1997).

Материалы диссертации использовались в организации деятельно- сти регионального центра психологической службы образования Нижего- родской области, аттестации педагогов -психологов, курсов повышения ква- лификации практических психологов и педагогов в Нижегородском инсти- туте развития образования.

На основе проведенных исследований разработаны и читаются учебные курсы по психологии личности, по психологии развития и педаго- гической психологии для студентов Нижегородского государственного пе- дагогического университета, Нижегородского государственного лингвисти- ческого университета, Российского открытого университета(Нижегородское отделение)., Чувашского республиканского института развития образования.

11

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения ,списка литературы и приложений.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Каждое психологическое исследование иплицитно содержит в себе некоторую философию человека, раскрывающую сущность , причины и за- кономерности его существования. Признание за человеком прав деятельно- го, разумного и ответственного существа ставит проблему изучения его субъектности. Субъект в психологии - это прежде всего носитель активно- сти; тот, кто продуктивно выполняет некоторую деятельность; человек, об- ладающий способностью сознательной саморегуляции и саморазвития в этой деятельности. Субъектность, в отличие от субъективности, подчеркивает именно эту - активную сторону психической организации человека. Методо- логической основой анализа субъектности явилось для нас положение С.Л.Рубинштейна об исходности действенного, практического соотноше- ния человека и мира.

Теоретические основы изучения субъектности.

Традиционные дискуссии о месте человека в мире , о соотношении бы- тия и сознания противопоставляли человека как субъекта познания и дейст- вия вещному материальному миру как объекту его воздействия, практиче- ски выводя его за рамки бытия . В трудах С.Л.Рубинштейна, К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Анцыферовой, Е.А.Будиловой, А.В.Брушлинского раскрывается иное понимание соотношения человека и бытия. Имея собственную сущность, закономерности и качественную опре- деленность , бытие с появлением человека становится другим , переходит на новый качественный уровень. Бытие не противостоит человеку как объект субъекту, а включает в себя человека как внутреннюю необходимость сво- его существования и развития.

12

Этот основной постулат субъектно-деятельностной концепции чело- века имеет ряд следствий для изучения человека в его деятельном отноше- нии к миру. Таковыми, на наш взгляд являются следующие идеи:

• открытие объектности мира , равно как и возникновение ощущения субъектности осуществляется человеком; новое качество бытия сущест- вует таковым только для субъекта и обнаруживается им в процессе ак- тивно-преобразовательной деятельности;

• бытие перестает существовать только в вещной форме и наличной дан- ности: человек , задающий новое качество бытия , обладает способно- стью “выходить за свои пределы” и продолжаться во времени и в про- странстве отношений ;

• человек как часть бытия содержит внутри себя объектную и субъект- ную природу и по отношению к себе может выступать одновременно субъектом и объектом преобразований.

Анализ работ по философской антропологии ( Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Г.В.Гегель, , М.К.Мамардашвили, К.Маркс, , С.Л.Рубинштейн, М.Хайдеггер, М.Шелер, М.Штирнер) показывает, что способность человека изменять окружающую действительность и себя в отношении к ней - сущ- ностная его характеристика , раскрывающая человеческую природу . Чело- век наличествует во всех четырех формах бытия - природа, общество, чело- век, культура (М.С.Каган)- как инициатор выстраивания системы отношений с ними и преобразователь этих отношений.

Совершая определенные, внешне выраженные действия и поступки че- ловек производит это сначала (или только) в плане представлений, оперируя им же самим порожденными образами. Образ некоторого идеального резуль- тата в психологии называется целью, поэтому специфика человека разумно- го связана с его способность к целенаправленным , преднамеренным измене- ниям.

13

Другая особенность изменений, производимых человеком, - их социальность. Взаимодействие с другими людьми позволяет разнообра- зить производимые человеком изменения количественно и качественно: они становятся иными по размаху, глубине проникновения и последствиям воз- действия на природу, человеческую общность, отдельного человека. Кроме того, человек как существо социальное получает возможность соотнести по- следствия своих действий с действиями других людей .

Анализ работ по экзистенциальной философии (С Киркегор, В Франкл, Э.Фромм,), социальной психологии (А.А.Бодалев, А.Ф.Бондаренко, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Г.А.Ковалев, Л.А.Петровская) и психологии лич- ности (Э.В.Ильенков, В.Н.Мясищев, К.Р.Роджерс,) позволяет нам назвать другой сущностью человека реализацию им своей жизнью и деятельностью принципа меры. Применительно к нашей проблеме этот принцип заключает- ся не столько в утверждении ценности человека как такового (Протагор) или в ответе на вопрос о познаваемости мира, а в том, что преобразовывая, сам человек устанавливает размеры преобразований и границы своего вмеша- тельства. Наиболее отчетливо это проявляется при изучении самосознания человека, которое и представляет собой представляет собой процесс поис- ка меры и соотнесения различных компонентов своего Я между собой , с другими свойствами личности, с оценками других людей ( Р.Бернс, И.С.Кон, Е.Т.Соколова, В.В.Столин, И.И.Чеснокова ).

Изменения и измерения, производимые человеком, находятся в тесной связи с изложением человеком как своих намерений, так и последствий про- изведенных действий. Здесь мы имеем в виду специфически человеческую потребность донести до другого человека через слово смысл своих действий и поступков. Человек как субъект использует свою речь в качестве средства самоосуществления ( М.М.Бахтин, А.В.Брушлинский).

Таким образом, анализ литературы показывает, что субъектная природа человека проявляется в его способности изменять окружающий мир и себя вместе с ним, измерять и оценивать последствия этих изменений, излагать

14 происшедшее себе и другим людям. Гипотезой нашего исследования было предположение о том, что условием осуществления специфического способа человеческого бытия является развитие у человека особого личностного свойства - субъектности.

Термин "субъектность" не нов для отечественной науки. В явной или не- явной форме субъектность присутствует в основных концепциях отечествен- ной психологии, обращенных к изучению человека как субъекта деятельно- сти.

Б.Г.Ананьев не оперировал термином "субъектность", но его работы представляют возможность определения субъектности как уровневой харак- теристики развития :

• субъектные свойства человека появляются только на определенном уровне развития - личностном - и определяются балансом процессов эксте- риоризации и интериоризации;

• функции субъекта в человеке неразрывно связаны с продуктивно-

стью выполняемой им деятельности;

• не всякое, а только творческое отношение к деятельности раскрыва-

ет субъектные свойства человека.

В исследованиях А.Г.Асмолова , выполненных в рамках теории дея- тельности А.Н.Леонтьева, субъектность тесно связана с мотивацией: по- требностями, мотивами, целями, установками, эмоциями. Высшей формой субъектности А.Г.Асмолов считает личностный смысл, придаваемый собы- тиям и действиям.

В работах В.А. Петровского исследуются феномены надситуатив- ной активности как проявления субъектности , а субъектность выражает ка- чественное своеобразие человека как целеполагающего, свободного, ответ- ственного и развивающегося существа.

Общей тенденцией этих исследований является представление о том,

что именно личность является носителем преобразующих свойств субъекта.

15

Из имеющихся подходов к определению личности в наибольшей степени, на наш взгляд, отвечает субъектной парадигме понимание личности как системы отношений человека к окружающей действительности.

(В.Н.Мясищев), в которой различают отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе. Формами существования и проявления этих отноше- ний называют направленность , способности и характер человека (Рубин- штейн С.Л.). Акцентируя внимание на активно -преобразующей функции личности, на ее субъектных характеристиках , мы выделяем качественно определенное отношение человека к себе - отношение как к деятелю и на основании анализа литературы даем рабочее определение субъектности как свойства личности производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в человеке. В основе этого свойства лежит отно- шение человека к себе как к деятелю.

Субъектность возникает на некотором уровне развития личности и представляет собой новое системное качество личности, которое определяет специфику внешнего поведения человека. “Качество” принято определять как категорию, которая отражает диалектику развития явлений, поскольку выступает в единстве с категориями количества и меры. Качество показыва- ет определенный уровень развития чего-либо. В результате внутренних ко- личественных изменений возникает новая способность осознанно произво- дить изменения окружающей действительности и изменяться в зависимо- сти от них самому. Это первый аспект понимания субъектности как качест- венной характеристики

Второй аспект понимания субъектности как качества связан с рас- смотрением единства устойчивого мотива и устойчивой формы поведения, освоенной для воплощения мотива, как специфическая, особенная для дан- ного человека характеристика ( С.Л.Рубинштейн, Л.И.Божович, В.Н.Мясищев) , где качество личности рассматривается как устойчивое , укоренившееся в поведении человека отношение к тем или иным сторонам действительности. С этой точки зрения субъектность раскрывает своеобра-

16 зие конкретного человека, его отличие от других , силу и генерализован- ность проявлений его преобразующего потенциала.

Когда мы говорим, что субъектность - это свойство личности, то подчеркиваем несколько иной ракурс проблемы, а именно факт имманент- ной присущности субъектности в каждой личности. Субъектность не суще- ствует вне личности. Личность потенциально имеет в себе субъектность. Это

- во-первых. Во- вторых, каждое свойство раскрывает личность с определен- ной какой-то стороны в зависимости от характера ее взаимоотношений с ми- ром. В субъектности делается акцент на активно- преобразующей функции личности. При этом специфика субъектности заключается во взаимосвязи и взаимозависимости предметов преобразований. Ими являются и окружаю- щая действительность, и сам человек , его внутренний мир, прежде всего.

Личностная природа субъектности

Анализ атрибутивных характеристик субъекта , описанных в литературе

(М.С.Каган, В.А.Лекторский, К.Н.Любутин, Д.В.Пивоваров), позволяет на- звать таковыми активность, сознательность, связанную со способностью к целеполаганию и рефлексии, свободу выбора и ответственность за него, уникальность. Субъектность, выражающая отношение человека к себе как к деятелю, связана с признанием у себя этих атрибутов и совершением по- ступков, обусловленных этим признанием

Как отношение субъектность существует на осознаваемом и на не- осознаваемом уровне. Вместе с тем, необходимо отметить, что говоря о развитии данного свойства и о его "данности" в восприятии самому челове- ку, мы подчеркиваем приоритетное значение сознательного уровня органи- зации психического - постановку целей, прояснение смыслов, осознавание переживания и т.д. Степень осознания изменений ,происходящих с челове- ком и производимых им, определяет уровень развития субъектности, прояв- ляющийся в способности выбирать цели для достижения, находить средст-

17 ва для этого, отслеживать и оценивать полученные результаты и причины, способствующие и препятствующие достижению целей.

Свобода выбора цели, способов и средств ее реализации, осваиваемых в ходе развития культуры, - важнейшая характеристика субъектности. Свобода придает деятельности человека нравственное измерение (Г.А.Балл, Э.Фромм). Свободный выбор требует от индивидуума осознания ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему - ценностное отношение

Обладание ценностями всегда включает в себя не только их осознание, но и осознание иерархии ценностей. В этом смысле можно говорить о раз- личных предпосылках субъектности у конкретного человека : субъектность у одних людей может преобладать в структуре ценностей и определять осо- бенности его поведения как субъектного.

Обладание ценностями облегчает человеку задачу поиска смысла его жизни, который служит системным стержнем, обеспечивающим целост- ность человека, его тождественность самому себе в потоке изменений и са- моизменений ( В.Э.Чудновский, В.Франкл) . При наличии общего смысла жизни человек начинает выстраивать определенную иерархию мотивов деятельности и поведения. В работах В.А.Иванникова показано, что именно смыслы определяют цели деятельности и выбор средств ее осуществления. Сама постановка вопроса о смысле существования каждым конкрет-

ным человеком служит проявлением субъектности. Смысл жизни обрета- ется в результате активного деятельного поиска, в результате опыта поступ- ков и деяний жизни. Смыслы и цели жизни человека приводят к изменению иерархии ”нижележащих” смыслов и содержательно их трансформируют. С этой точки зрения генеральным фактором субъектности выступает осмыс- ленность жизни человека.

Возможность выбора создает предпосылку для рождения ответствен- ности. Ответственность в отличие от исполнительности всегда внутренне обусловлена мотивами, потребностями и целями личности, т.е. является

18 производным от внутренней позиции личности (Г.С.Батищев). Известно, что всякая деятельность может быть мотивирована внешне и внутренне. И хотя это деление достаточно условно ( всякая деятельность в конце концов ока- зывается детерминирована внутренне : внешние оценки, ситуация и т.д. так или иначе преломляются через внутренние условия человека), в обсуждении проблем субъектности особое значение имеет то, как сам человек воспри- нимает свою жизнь и деятельность : как следствие, результат его собствен- ной произвольной активности или как игрушку в руках безликой судьбы. Субъектность обусловлена приоритетом первого рода, так называемой внутренней или интринсивной мотивацией .

Первой характеристикой интринсивной мотивации является пред- ставление личности о том, где расположены причины, обуславливающие ее поведение , вне или внутри ее самой? При внутренней мотивации у лично- сти внутренний локус каузальности, т.е. причины . которые определяют по- ведение личности, находятся внутри нее самой и личность реализует данное поведение по собственной воле ( R. De Charms). Субъектность как деятель- ное отношение к самому себе, к другим людям и к миру предполагает ощу- щение первопричинности собственных действий, ощущение себя источни- ком , началом преобразований (В.А.Петровский).

Известно, что человек стремиться выполнять те виды деятельности, которые дают ему ощущение внутренней причинности деятельности. Ис- следования показывают, что это ощущение тесно связано с образованием чувства компетентности и именно эти два базовых ощущения определяют направления преобразовательной активности человека( E.Deci) .

Второй характеристикой интринсивной мотивации является локус контроля - представление о том, где (внутри или вне человека) располагается контролирующая инстанция поведения человека (J.Rotter).Исследования по- казывают, что внутренний локус контроля связан с активностью и разно- сторонностью социального поведения (Л.Я.Гозман, Т.Н.Щербакова), с от-

19

ветственностью и самостоятельностью человека ( К.Муздыбаев, J.Rotter

),уровнем развития адекватности самооценки(И.С.Кон, В.В.Столин).

В.А.Петровский называет четыре сферы проявления субъектности в человеческой деятельности : это витальная сфера, предметная деятельность, деятельность общения и деятельность самосознания .С этим нельзя не со- гласиться с учетом того обстоятельства, что деятельность воспроизводства человеком себя как носителя сознания не рядоположена с другими, а явля- ется внутренним условием существования трех предыдущих.

Субъектность начинается с различения человеком в себе некоторой внут- ренней инстанции, которая распоряжается всем наличием человеческих по- тенциалов ( У.Джеймс, С.Л.Рубинштейн, Т.Шибутани). Существует беско- нечное множество структур, в сравнении с которыми человек узнает себя, в результате чего у него формируется Я-концепция разной степени сложно- сти (M.Rosenberg., В.В.Столин) Субъектность как отношение предполагает не просто наличную, объективную констатацию сложности Я-концепции, а понимание сложности и многообразия своего внутреннего мира. Слож- ность и ясность Я-концепции обеспечивает большую гибкость поведения

(Е.Т.Соколова, И.И.Чеснокова, В.В.Столин), а значит , более широкие воз- можности познания мира, сравнения себя с ним, и , как следствие, изменение мира и себя.

Особый интерес с точки зрения анализа субъектности представляет не столько сам перечень разнообразных ипостасей человека, сколько анализ того, какие это характеристики - те, обладание которыми никак не зависит от собственной позиции и инициативы человека или обусловленные его само- стоятельным , свободным выбором. Анализ литературы ( И.С.Кон, М.Кун, Т.Макпартленд ) показывает, что большее разнообразие и доминирование последних в Я- концепции является условием деятельного отношения к себе.

Другой важной характеристикой самосознания называется целостность

Я-концепции , обусловленная как согласованием когнитивного, аффективно-

20 го и поведенческого компонентов самосознания, так и адекватностью само- оценок человека и оценок его другими людьми (Е.Т.Соколова, В.В.Столин, Д.Маейрс, E.H.Ericson,).

Открытость Я-концепции новому опыту, ее гибкость и развитие во времени и в пространстве - следующее важное условие субъектности

(C.R.Rogers ). Открытость к переживанию означает способность человека дать себе свободу чувствовать, осознавать эти переживания, сознательно ре- гулировать свои внешние проявления. Открытость предполагает также и пластичность когнитивных схем, посредством которых мы перерабатываем информацию о себе и посредством которых задаем нормы и правила своего поведения. Открытость является необходимой предпосылкой диалога с другим человеком ( Г.А.Ковалев, Т.А.Флоренская, А.У.Хараш ).

Субъектность нельзя понять как качество, присущее индивидуальному субъекту. Человек не может быть один носителем своей субъектности. От- ношения человека реципрокны (Л.А.Анцыферова) . Человек не только сам

"относится", но и фокусирует в себе отношения других людей. Реципрок- ность отношений заявлена в понятии "отраженная субъектность”(В. А. Пет- ровский), под которой понимается идеальная представленность одного че- ловека в другом .

Субъектные характеристики человека раскрываются ему посредством другого человека (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская). Именно другой человек сигнализирует человеку о постоянно производимых им(человеком) изменениях. Различия в этих сигналах несут в себе возмож- ность реагировать на них и изменяться человеку под их воздействием. Функция другого в данном случае состоит в подтверждении другим реаль- ности существования человека (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова- Славская, А.У.Хараш).

В условиях внутренней детерминации действия, в ситуациях свобод- ного выбора становление субъектности происходит путем саморазвития. Воздействия окружающих людей способны создать условия для этого или

21 воспрепятствовать ему, заменив саморазвитие управлением, воспитанием, формированием и т.д.

Динамика субъектности во времени связана с установлением меры соотношения полюсов “Я” -“Другой”. Работы по развитию субъектного на- чала человека в онтогенезе (А.В.Захарова, Д.И.Фельдштейн, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман )показывают, что изначально внутренняя интенция самоопределения человека связана с наличием и представленно- стью субъектности другого : на этом этапе происходит интериоризация внешнего опыта субъектности . Его последующая экстериоризация во вне представляет собой овладение полюсом “Я” и созданием новых внутренних условий для освоения нового внешнего опыта , etc. Принципиальной ока- зывается в этом случае ориентация человека не только на результат, но и на процесс . Остановка на одном из полюсов приводит к отрицанию субъ- ектности. Фиксация на полюсе “Другой” означает потерю себя, отрицание субъекта в себе. Фиксация на полюсе “Я” приводит к отрицанию субъектно- сти в другом и в конечном счете, в самом себе.

Центральным в развитии личности по мнению ряда исследователей

(Б.С. Братусь , С.Л. Рубинштейн , В.Н. Мясищев), является отношение чело- века к другому человеку. Нарушение именно этого отношения приводит к патологии личности - ее разрушению. С этой точки зрения, отношение че- ловека к другим людям является своеобразным индикатором качества его преобразовательной деятельности как по отношению к миру, так и по отно- шению к самому себе, его субъектности . По мнению Б.С.Братуся, внут- ренний план человека, обеспечивающий способность человека к саморас- крытию и раскрытию субъектного начала другого человека включает в себя: отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олице- творяющему в себе бесконечные потенции рода "человек"; способность к децентрации, самоотдаче и любви как к способу реализации этого отноше- ния; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возмож-

22 ность самопроектированию будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими; стремление к обрете- нию сквозного общего смысла своей жизни.

Специфика и сущность субъектности педагога.

Субъектное отношение человека к себе в жизни экстраполируется на его отношение к себе в профессии. Если человек относится к себе как к субъекту профессиональной деятельности, то характер выполнения каждого акта этой деятельности принимает у него характер решения задачи на поиск смысла своей деятельности как в индивидуальном, так и широком культур- но -образовательном контексте.

Ведущим и инвариантными факторами любой образовательной ситуа- ции являются: факторы человека, содержания образования и педагогическо- го воздействия. Каждый из этих факторов имеет свое специфическое напол- нение в зависимости от особенностей культуры и развития общества.

Содержание этих факторов задает системный базис описания известных в истории образовательных ситуаций, которые не являются последовательно сменяющими друг друга , а могут существовать одновременно.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Субъектность педагога: теория и практика iconТеория и практика
Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с

Субъектность педагога: теория и практика iconТеория и практика профессионального самоопределения
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: Мгппи, 1999. – 97 с

Субъектность педагога: теория и практика iconТестология гуманитариям Теория и практика учебного тестирования
Войтов А. Г. Тестология гуманитариям. Теория и практика учебного тестирования. 2-е перераб изд., руководство педагогам гуманитарных,...

Субъектность педагога: теория и практика iconПряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика...
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – с

Субъектность педагога: теория и практика iconСамотаев И. Джон Дж. Мэрфи Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика
Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика. М.: Сокол, 1996. 592с

Субъектность педагога: теория и практика iconВрата посвящения. Курс в десяти ступенях. Теория и практика
Франц Бардон. Врата посвящения. Курс в десяти ступенях. Теория и практика Санкт-Петербург, ООО «Издательство \"Петрополис\"», 1999....

Субъектность педагога: теория и практика iconЗарецкая Е. Н. 3-34 Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд
Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 480 с

Субъектность педагога: теория и практика iconФопель К. Ф 789 Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер с нем. 2-е изд
...

Субъектность педагога: теория и практика iconТеория и практика
Олифирович Н. И. 0-54 Индивидуальное психологическое консультирование: Те­ория и практика / Н. И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.—...

Субъектность педагога: теория и практика iconКнига Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено»
Предлагаемая вниманию читателей книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено» впервые предоставляет...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница