Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка 19 00 07 педагогическая психология




Скачать 356.18 Kb.
НазваниеПсихологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка 19 00 07 педагогическая психология
страница1/2
Дата публикации15.03.2013
Размер356.18 Kb.
ТипАвтореферат
www.vbibl.ru > Психология > Автореферат
  1   2

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru


На правах рукописи

Евсеева Антонина Николаевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА


19 00 07 - педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Нижний Новгород - 2000

Работа вьшолнена в Нижегородском государственном лингвистическом университете имени НА. Добролюбова

Научный руководитель: доктор психологических наук,

Профессор Рыжов В.В.

Официальные оппоненты: доктор психологических наук,

доцент Чиркова Т.Н.

кандидат психологических наук, доцент Гуцу Е.Г

Ведущая

организация: Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоится 9 июня 20UO года в 9 часов на заседании диссерта- ционного совета К. 113.28.04 по педагогической психологии и коррекци- онной психологии в Нижегородском государственном педагогическом университете по адресу: 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского госу-

дарственного педагогического университета

Автореферат разослан 6 мая 2000 года

Ученый секретарь диссертационного совета HЕМОВА Л Н.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования обусловлена практическими проблемами взаимоотношений родителей и детей в современной семье. Речь идет не просто о вопросе "отцов и детей" в его привычном понимании, а о более широком социокультурном подходе к духовному взаимодействию родителей и детей, об отношении к ребенку как к субъекту взаимодействия, как к особому "Я".

Преобладающей тенденцией взаимодействия взрослых и детей в современной семье в большинстве случаев является целенаправленное воздействие на ребенка, а не взаимодействие с ним на уровне диалога. Отме- • чается, что это есть отражение общих принципов современного традиционного образования - субординации, монологизма, произвола, контроля и других, выражающих господство и доминирование мира взрослых над миром детства

(А.Трубников), что не способствует формированию позитивной Я-концепции ребенка, его здоровой самооценки, необходимой для счастливой жизни и достижения успеха в деятельности.

В современном обществе прослеживаются качественно деформированные взаимоотнпшения детей и взрослых, основанные на увеличении духовной пропасти между ними. Дети стали находиться рядом, но не внутри взрослого мира. Ребенок стал чужим для массы взрослых, равнодушных к нему. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, культурных развлечениях детей, взрослые не реализуют с ними возможности общения, не говоря уже о диалоге, в результате чего формируется неадекватная самооценка детей, приводящая к духовному кpaxу последних, их одиночеству, цинизму, неприятию мира Практически оказывается нарушенной основная сфера социального развития ребенка, называемая семьей

Проблемами общения и взаимоотношений родителей и детей, изучением роли семьи в формировании личности ребенка занимались многие видные отечественные и зарубежные психологи, педагоги, философы: Трудами А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, Б Ф Ломова, МИ Лисиной А А Бодалева, М М.Бахтина, А Б Добровича, И.С Кона и др заложены общие основы теории психологии общения, в том числе в семье. В трудах известных русских педагогов и общественных деятелей К.Д.Ушинского, Н И. Пирогова, П Ф Каптерева, Д.И.Писарева, Н В.Шелгунова, А.П.Нечаева, а также В А Сухомлинского, Я. Корчака подчеркивается решающая роль семьи в формировании личности ребенка, в воспитании его нравственно-духовных, эмоциональных, интеллектуалъных качеств

Особо пристального внимания в последнее десятилетие, как отмечают Ю Б.Гжшенрейтер, Дж Макдауэлл, Д Добсон и другие, требует проблема общения родителей и детей в семье, проявления любви к детям со стороны взрослых, которая раскрывается в их диалогическом общении с детьми, что является фундаментом позитивной, здоровой, духовно-нрав-

ственной Я- концепции ребенка В современных исследованиях предлагаются новые основные принципы образования и воспитания в семье - равенства, диалогизма, сосуществования, соразвития, свободы, единства и принятия

(А.Б. Орлов).

Анализ исследований, посвященных проблемам воспитания и формирования Я-концепции ребенка в системе семейного общения, позволяет утверждать, что только в диалогическом общении "один человек становится для другого величайшем богатством ", равноправным партнером, где признается его уникальность и неповторимость Такие отношения характерны для духовно богатой семьи, где в атмосфере любви, доверия, принятия и диалогического общения возможно формирование адекватной и . здоровой Я-концепции и самооценки ребенка.

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что в современной пе- дагогической психологии не проработай пласт проблем, связанных с фор- мированием Я—концепции ребенка в зависимости от психологического климата семейного общения Под психологическим климатом семейного общения в нашей работе понимается совокупность следующих компонентов, доминирующий стиль общения, преобладающие духовно-

нравственные ценности, реальное содержание взаимодействия членов се-

мьи. Понятие диалогического общения объединяет такие стили общения, как личностно-ориентированныи, доверительный, сотруднический, духовный Оно характеризуется признанием уникальности и неповторимости партнера по общению (ребенка), уважением к нему, безоценочным отношением, доминантой на собеседнике, открытостью, искренностью выражения чувств, доверием. Диалог создает адекватное взаимное отражение партнеров и позитивную атмосферу их общения.

В отличие от диалога монологическое общение объединяет проти- воположные стили общения примитивно-авторитарный, формально- стандартизованный, манипулятивный и др., которые не являются продук- тивными в общении.

Данная работа посвящена теоретико—экспериментальному решению вопроса о влиянии психологического климата семьи на формирование Я-концепции ребенка, что обусловлено актуальностью проблемы воспитания и развития личности ребенка в целом Причем, речь идет о формировании позитивной Я- концепции ребенка, то есть о такой системе его представлений о собственной личности, которая отличается адекватностью, здоровой самооценкой, развитой способностью ребенка принимать себя, отсутствием чувства вины Такая Я-концепция является важным условием оптимального развития личности ребенка в семье и в целостном онтогенезе Существует и ряд других важных факторов, влияющих на формирование личности, таких как оценка личности окружающими людьми, общение со сверстниками, влияние школы, состояние здоровья и др , которые учиты-

вались в нашем исследовании, хотя и не были предметом специального изучения.

Исследований, посвященных изучению взаимосвязи климата общения в семье и состояния Я-концепции ребенка, а также особенностей онтогенеза личности в целом в педагогической психологии по существу не проводилось Мы считаем, что предлагаемое нами исследование дополнит данные об этой взаимосвязи.

Цель исследования, изучить влияние психологического климата общения в семье на формирование Я-концепции ребенка как одного из главных условий развития личности в онтогенезе.

Объект исследования: целостная система внутрисемейного общения и различные типы психологического климата семьи как условие формирования позитивной Я-концепции ребенка.

Предмет исследования структура Я-концепции ребенка и различные уровни ее развития в зависимости от типа психологического климата общения в семье

Гипотезы исследования:

1. Среди личностных свойств ребенка наиболее существенное значение для оптимального развития» личности ребенка имеет система свойств, со- ставляющих позитивную Я-концепцию ребенка. Мы предполагаем, что в эту систему входят следующие свойства (1 )здоровая самооценка, (2) принятие себя; (3) адекватное представление о себе; (4) высокий уровень са- моуважения; (5) уверенность в себе; (6) отсутствие чувства вины.

2. Формирование позитивной Я-концепции зависит от преобладающего в семье психологического климата общения Мы выделяем два основных типа психологического климата общения' диалогический, при котором доминирует личностно и духовно ориентированное взаимодействие между родителями и детьми, нравственно-ценностные отношения в семье, и мо-нологический, для которого характерны формальные, стандартизованные, авторитарные и иные непродуктивные стили общения между ними

Оптимальным условием формирования позитивной Я-концепции ребенка является диалогический, личностно и духовно ориентированный климат общения в семье.

3. Детерминантой диалогического климата семейного общения является ориентация взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные ценности добра, любви, красоты, истины, искренности, открытости, прощения, принятия, доверия, признания уникальности и неповторимости ребенка, его самоценности

4. Для реализации в системе семейного общения условий диалогического, личностно-ориентированного и нравственно-ценностного общения не- обходима специальная программа психолого-педагогической работы с семьей в целях (1) внедрения принципов диалогического семейного общения в жизнь семьи, в сознание родителей, в их действия, (2) коррекции не-

гативных тенденций детско-родительских отношений; (3) оптимизации этих отношений.

В соответствии с целью, предметом и гипотезами в исследовании ставились и решались следующие задачи:

1 .Исследовать систему свойств, составляющих Я-концепцию ребенка Выявить структуру Я-концепции, входящие в нее элементы, а также ту роль, которую Я-концепция играет в целостной структуре личности и в процессе ее развития. Выработать представление о позитивной Я-концепции личности.

2. Изучить существующие концептуальные подходы в отечественной и зарубежной педагогической психологии к проблеме общения в семье, выявить наиболее характерные психологические особенности семейного общения, а также основные факторы, определяющие диалогический характер общения в семье.

3. Изучить психологические особенности организации межличностных отношений в семьях ПОДРОСТКОВ с целью выявления вариантов психологи- ческого климата семейного общения, обосновать понятие психологического климата общения.

4. Разработать программу, обеспечивающую оптимизацию и коррекцию

детско-родительских отношений и климата семейного общения с целью перевода их на принципы личностно и духовно ориентированного диало- гического общения

5. Экспериментально проверить (в условиях формирующей психолого- педагогической работы) эффективность предлагаемой программы диалоги- зации и одухотворения семейного общения, то есть проследить изменения свойств ребенка, составляющих его Я-концепцию, по мере перехода се-

Методологическую основу исследования составили современные исследования в области психологии семьи, семейного общения и развития личности ребенка. Б исследовании были учтены и использованы научные данные в области психологии общения (А.А.Бодалев, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Б.Добрович), развития личности ребенка и формирования его Я-концепции (М.И.Лисина, Л.И. Божович, Р.В Берне, А Н Леонть-ев, Э Эриксон, И.И.Чеснокова), межличностных отношений в семье (В Л леви, Г.Г.Хомептаускас, А.Г.Харчев, Н.В.Андреенкова). Нами изучен также ряд работ в области христианской и духовной психологии (А А.Ухтомский, Н.А. Бердяев, В.С.Соловьев, Н.О Лосский, В В Зенъков-скик, Б.В.Иичипоров, В А.Пономаренко, В.Д.Шадршшь, Б.С.Братусь, В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунов, Т.А. Флоренская, Дж Макдауэлл, Дж Добсон, Э Эвальдс, Р. Мак-Ги и др) Методы исследования. В работе использовались следующие методы, теоретический анализ психолого-педагогических исследований, теоретико- прикладное моделирование программы экспериментального изучения

общения родителей и детей в семье; эмпирические методы- наблюдение жизни семьи, опросы родителей и детей, составление психологических портретов семьи и их контент-анализ. Использовались также тестирование родителей и детей, беседа и экспериментальная работа, направленная на коррекцию и оптимизацию детско-родительских отношений, анкетирование, социомеиричеекие методики, интерперсональная диагностика по Т Лири, тест

"Рисунок семьи", количественный и качественный анализ результатов исследования.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Уточнена структура Я-концепции ребенка (позитивное принятие себя, здоровая самооценка, уверенность, принятие мира), формирующаяся в условиях семейного общения.

2. Выработано представление о позитивной Я-концепции как системе личностных свойств, обеспечивающих оптимальную социализацию ребенка, его гармоничное развитие в условиях семьи. В эту систему входят следующие свойства. (Пздоровая самооценка; (2) принятие себя; (3) адекватное представление о себе; (4) высокий уровень самоуважения; (5) уверенность в себе; (6) отсутствие чувства вины.

3 исследованы подходы к определению роли Я-концепции и здоровой самооценки в онтогенезе личности ребенка, показано ведущее значение самооценки и Я-концепции в формировании гармоничной личности ребенка.

4. Расширены представления о различных уровнях, видах, стилях семейного общения как фактора развития личности ребенка Уточнено содержание понятия психологического климата семейного общения. Проведено сравнительное изучение двух основных типов психологического климата семьи - диалогического и. монологического В качестве детерминанты се- мейного диалога выделены характеристики духовно-нравственной ориен- тации взаимодействия между родителями и детьми.

6. Разработана, реализована и проверена в формирующем эксперименте программа диалогизации и одухотворения семейного общения.

7. Подтверждено значимое для педагогической психологии семьи положение о ведущей роли личностно-ориентированного общения и диалогического климата семьи в формировании позитивной Я-концепции и здоровой самооценки личности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации программы психолого-педагогической работы с семьями подростков по одухотворению к диалогизации климата семейного общения с целью оптимизации их Я-концепции Она определяется также возможностью использования результатов исследования в психологическом кон- сультировании и в работе учебно-воспитательных учреждений. Результаты и выводы исследования могут послужить основой для разработки программ повышения образовательного уровня и психологической компе-

тентности родителей в воспитании детей Результаты и выводы работы могут быть использованы в курсах лекций для практических психологов, студентов, а также при разработке методических пособий по проблемам семейного воспитания

Представленная в исследовании программа тренинга может быть успешно использована в практике работы школьного психолога и семейного консультанта.

На защиту выносятся положения, составляющие гипотезы исследования, проверенные и подтвержденные результатами теоретической и экспериментальной работы:

1 Я-концепция ребенка оказывает большое влияние на развитие его личности в онтогенезе. Структура позитивной Я-концепции ребенка включает адекватный я-образ, здоровую самооценку, принятие себя, высокий уровень самоуважения, уверенность в себе, отсутствие у ребенка чувства вины

2 Позитивная Я-концепция является одним из главных условий нормального

(оптимального) развития личности в онтогенезе

3 Могут быть выделены два основных типа психологического климата семейного общения диалогический, при котором доминирует лично стно и духовно ориентированное общение между родителями и детьми, нравственно- ценные отношения в семье, и монологический, характеризующийся формальными, стандартизованными, авторитарными и иными непродуктивными формами и способами общения в семье

4 Формирование Я-концепции ребенка зависит от преобладающего в семье психологического климата общения, при этом оптимальным условием формирования позитивной Я-концепции ребенка является диалогический климат общения в семье, основной детерминантой которого являет ся ориентация взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные ценности

5. Для реализации в семье условий диалогическою, нравственно-ценностного общения необходима специальная программа психолого-педагогической работы с семьей, направленная на внедрение принципов диалогического общения в жизнь семьи, в сознание родителей, их действия, а также на коррекцию негативных тенденций детско-родительских отношений и их оптимизацию

Экспериментальная база исследования.

Задачи исследования решались на базе семей подростков - учащихся 7-9 классов средней школы № 38 и лицея № 35 г Сыктывкара, а также созданного при лицее "Клуба общения" по оптимизации отношений родителей и детей Экспериментальные данные по проверке эффективности предложенной программы были получены в исследовании 94 семей. В цепом в исследовательской работе приняли участие 130 семей, около 200 учителей, воспитателей и родителей

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования излагались на Первой Нижегородской научно-практической конференции

"Гуманизм и духовность в образовании" (Нижний Новгород, 1998), на городской научной конференции " Жестокое обращение с детьми в семьях",

(Сыктывкар, 1999); на Российской научной конференции " Социокультурные практики, модели и языки описания " (Сыктывкар, 1998) ; обсуждались на психолого-методических объединениях школ г Сыктывкара, апробировались в тренинге при "Клубе семейного общения" г Сыктывкара Программа эксперимента, его результаты и выводы обсуждались на заседаниях лаборатории педагогического общения и кафедры психологии Нижегородского государственного лингвистического университета и Нижегородского регионального центра одухотворения образования. Мате- риалы исследования используются в курсе лекций и семинарских занятий по психологии со студентами СГУ в г Сыктывкаре. На программу тренинга получен социальный заказ муниципального учреждения социального обслуживания " Семья" г. Сыктывкара Основные положения диссертации нашли отражения в 5 публикациях автора.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 215 наименований, приложений. Работа иллюстрирована 8 таблицами, 8 рисунками

Основное содержание диссертации

Во введений очерчивается общая проблематика работы, обосновывается актуальность исследования, дается краткий анализ состояния проблемы, сформулированы гипотезы, показаны теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава "Я-концепция и развитие личности" содержит ана -лиз теоретических и экспериментальных исследований проблемы развития личности в целом, обсуждаются различные подходы к содержанию понятия личиисчи, общении к его роли в формирования Я-концепции ребен ка, предлагаются варианты исследования данной проблемы.

В первом параграфе главы осуществлен теоретический анализ различных подходов к пониманию сущности, структуры и развития Я-концепции личности. Анализ показал существенное многообразие этого явления и исходных принципов его исследования, позволил выделить большое число переменных, относящихся к укладу семейной жизни, которые связаны с формированием Я-концепции детей. Этот анализ показал, что формирование личности во многом зависит от психологического климата внутрисемейного общения, в процессе которого семья представляет комплекс условий и средств, определяющих ее педагогические возможности

Несмотря на различия по некоторым исходным позициям, ученые, занимающиеся проблемой становления Я-концепции ребенка ( Р. Берне, К. Роджерс, А. Маслоу, М.И. Лисина, М.Ю Мещерякова, Б.Г. Ананьев и

др. ) сходятся в том, что самосознание - одна из основных человеческих потребностей, которая состоит в стремлении человека выявить в себе имеющиеся потенции и возможности как содержание других его потребностей В процессе самосознания человек не только осознает воздействие на него объектов реального мира и выражает свое отношение к ним, но и выделяет себя из этого мира, противопоставляет себя ему, осознает себя как личность, свои особенности и определенным образом относится к себе.

Самосознание - сложный психический процесс Его сущность состоит в восприятии личностью многочисленных "образов" самой себя и других в различных ситуациях деятельности и поведения, взаимодействия с другими людьми и восприятия их оценок Соединение этих образов представляет собой формирование понятия целостного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Формирование Я-концепции проходит определенные стадии, связанные с возрастными этапами психического и физического развития ребенка. На каждом из них имеется характерное для данного уровня своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке Только свободное развитие ребенка, его личная активность, его ощущение субъектности в общении с окружающим миром дает ему возможность формирования здоровой, адекватней, позитивной Я-концеп-ции, необходимой для успешной социализации его в обществе-

Признавая, что ведущим фактором развития самосознания ребенка являются взаимоотношения со взрослыми и в первую очередь в семье, мы полагаем, что диалогическое, духовно-нравственное общение с ним является наиболее продуктивным способом формирования уверенности, доверия, позитивной Я- концепции.

Анализ структуры Я-образа ребенка, осуществленный различными авторами ( F. Beptii-, К Годжерс, А Маелсу, М И. Лисина, В.В Сталин и другие), позволил нам предположить в этой структуре такие элементы, как принятие себя, здоровая самооценка, высокий уровень самоуважения, уверенность в себе, отсутствие чувства вины, адекватное отношение к себе

Для выработки представления о реальной структуре и составляющих компонентов позитивной Я-концепции ребенка мы провели пилотажное исследование. Его целью явилось выяснение представлений родителей, воспитателей, педагогов о системе качеств, составляющих правильное, здоровое знание ребенка о самом себе и обобщение этих представлений в научном описании позитивной Я-концепции В этом исследовании приняли участие около 200 человек. В опросный лист пилотажного исследования были включены 17 вопросив, касающихся роли общения Б формировании отношения ребенка к себе и другим, основных условий развития правильного понимания им своего Я, роли родителей в этом процессе.

Во втором параграфе главы осуществлен анализ условий формирования позитивной Я-концепции ребенка и выработаны представления о различных типах психологического климата семейного общения.

- Осуществленный нами теоретический анализ, а также результаты проведенного предварительного исследования показывают, что формиро- вание качеств позитивной Я-концепции в значительной мере зависят от характера и содержания взаимоотношений в семье, от преобладающего в ней психологического климата общения При этом предполагается, что формирование здоровой самооценки и позитивной Я-концепции возможно только в здоровой семье и только в позитивных условиях семейного общения Среди многообразия типов и форм межличностных отношений и общения в семье, отмечаемых в психолого-педагогической литературе, можно выделить два типа, наиболее глобальных и противоположно значимых для развития ребенка.

Первый из них - монологический - объединяет различные модификации и варианты общения, описанные в работах многочисленных исследователей: авторитарно-примитивный, стандартизованный (А.Б. Добро-вич), комфорный манипулятивный (Л.С. Братченко), авторитарный конфликтный (С.А.Шеин), времяпрепровождение и игры (Э. Берн ). Сюда же относятся такие стили общения, как дистантный, подавляющий, властный, нейтральный и другие (Е Б Залюбовская, Р П Козлова) Все они представляют низший уровень общения, где на первом месте стоит незыблемость авторитета взрослого ( родителя ) и беспрекословное подчинение ребенка. Анализ исследований авторитарного стиля общения (Ш.А. Амо-нашвили, В Е.Каган, С.А.Рябченко) показал, что данный стиль общения приводит к негативным последствиям для развивающейся личности ребенка, так как его силы направлены больше на постоянную психологическую защиту от " агрессии " взрослых, а не на личностное развитие

Другой - биологический уровень, оптимальность которого в процессе педагогической деятельности и семейного общения подчеркивают все авторы Он объединяет такие описанные в литературе стили общения, как доверительно-диалогический (С.А.Шеин), диалогический (Г.А. Ковалев, В А Кан-Калик, С.Л. Братченко), близость (Э.Берн), духовное общение

(А.Б.Добрович ). Все они характеризуются прежде всего отношениями равноправных партнеров по общению, признанием неповторимости и уни- кальности друг друга, верой в позитивное начало в человеке, в его доброту и моральность.

Анализ концепций современных отечественных и зарубежных авторов (В А Сухомлинский, А.А.Бодалев, А.Б. Добрович, Т А.Флоренская, Г А Ковалев, В В Рыжов, К.Роджерс, Р Берне, А Маслоу) позволяет предположить, что диалог является наиболее продуктивным стилем общения, а диалогический климат семейного общения - наиболее эффективным условием формирования позитивной Я-концепции ребенка

Традиция изучения диалога в отечественной психологии предусматривает несколько плоскостей интерпретации этого понятия, все из которых

подтверждают его высокий психологический потенциал. Диалог - это: (1) первичная, родовая форма человеческого общения, определяющая здоровое психическое развитие личности; (2) ведущая детерминанта этого развития, когда взаимодействие в системе " ребенок-родитель" переходит "вовнутрь " ребенка, определяя тем самым его индивидуальное психологическое своеобразие; (3) процесс ( трудно формируемый в позитивистской традиции ), разворачивающийся по своим законам и по своей внутренней динамике; (4) определенное психофизическое состояние общающихся людей; (5) высший уровень организации отношений между взрослыми и детьми; (6) наиболее эффективный способ воспитания (Г А. Ковалев).

Диалогическое общение-это общение, насыщенное элементами диалога, представляющее собой активный, деятельностный процесс, являющийся одновременно условием, фактором и способом бытия и развития каждой личности, в нем участвующей. Диалогическое общение осуществляется диалогическими личностями, которые выступают как носители гу- манистических, ценностных установок Характеристики диалогического общения - это взаимодоверие, открытость, равноправие, взаимопонимание, доброжелательность, взаимопроникновение.

В процессе воспитания, формирования Я—концепции ребенка диалог является высшим уровнем организации контактов между родителями и детьми Такой уровень общения оптимален с точки зрения организации, обладает максимальным психологическим.потенциалом воздействия (лич- ностно-развивающим, воспитательным, творческим). Психологическим содержанием такого общения является адекватное взаимное отражение партнеров по общению, позитивно окрашенное, " личностное " отношение их друг к другу и "открытое " взаимное обращение .

Суть диалогическая и общения заключается в признании уникальности друг друга каждым партнером, их взаимного равенства по отношению друг к другу

, в ориентации каждого на понимание, доверительность, открытость, безоценочность суждений, искренность выражений чувств и со-- стояний. Это универсальный уровень общения, определяющий здоровое отношение личности к самой себе, гармонизацию ее телесной, психической ( душевной ) и духовно-нравственной сфер. На этом уровне происходит осознание человеком своего Я , своей значимости, уникальности, обретается эмоционально-психологическое и нравственное благополучие, чувство счастья и радости жизни.

Мы разделяем позицию Г.А Ковалева в том, что психологическим условием реализации подлинно личностного общения и влияния его на личностное развитие является диалог как со-бытие. в котором воздействие уступает место психологическому единству участников сотрудничества, становится возможным личностное развитие. Именно сотрудничество и диалог наиболее адекватны человеческой природе, именно они оптимальны для здорового и гармоничного развития личности. Именно в этих усло-

вияХ возможны действительно эффективные и глубокие психологические,

личностные и педагогические влияния людей друг на друга.

Анализ исследований, посвященных диалогу как высшему уровню общения, позволил выявить некоторые составляющие психологического климата семейного общения как условия формирования позитивной Я-концепции ребенка. Сюда входят: преобладающий стиль общения в семье, доминирующие ценности семьи и содержание взаимодействия между роди- телями и детьми.

Диалогический климат семьи характеризуется преобладанием лич-ностно- ориентированного, диалогического стиля общения. Психологическими детерминантами такого стиля общения являются следующие характеристики: активное диалогическое отношение к ребенку как к субъекту, равноправному партнеру по обшению независимо от его возраста, признание неповторимости и уникальности личности, безусловное ее принятие; безоценочное отношение, принятие другого; доминанта на "собеседнике "(А. А. Ухтоминский) в отличии от ориентации на своего двойника ( проецирование своего "я" на собеседника ); доброжелательность и доверительность как выражение любви друг к другу; открытость, искренность в выражении чувств. Именно эти характеристики делают диалог высшим уровнем общения, раздвигающим границы родительского воздействия на

Диалогический климат семейного общения характеризуется доминированием духовно-нравственных ценностей. Нами осуществлен анализ пичноетно— духовного потенциала как детерминанты высших уровней межличностного взаимодействия и общения. Обращение к работам представителей русской христианской философии, педагогики, психологии И.А.Ильина, Н О.Лосского, К.А.Бердяева, современных отечественных и зарубежных ученых Т.А.Флоренской, В.В.Рыжова, Е.И.Исаева, В.И.Мурашовя., К Роджерса, А Маслоу, В.Франкля покачало, что духовность личности, ее ориентация на ценности добра, любви, красоты, истины лежат в основе подлинно человеческого, глубоко личностного способа отношения к другому человеку

.Они лежат в основе общения, ориентированного на эти ценности в другом человеке.

Духовная сторона личности реализуется именно в диалоге Подлинно диалогическое общение является естественным воплощением духовной, развитой, обладающей необходимыми качествами личности. Оно предпо- лагает открытость, естественность, искренность, свободу и ответственность. Если в общении с родителями ребенок вынужден подавлять себя, проявлять неискренность, скрываться и т.п., то диалог как высший уровень общения с родителями теряет свою первоначальную сущность и приобретает признаки формальности, ролевой игры, не способствующей открыто-сти, позитивности во взаимоотношениях Свобода и ответственность личности в диалоге проявляются в ее стремлении к совершенству, к психо-

логическому росту, возрождению, в ориентации на духовно-нравственные ценности человека, общества, природы. Поэтому, когда мы говорим о диалогическом общении, мы предполагаем развитие духовно богатой личности

Мы полагаем, что семья, являясь первоосновой формирования позитивной Я- концепции личности ,ее воспитания должна осуществить переход на диалогический, личностно и духовно-ориентированный уровень общения с детьми.

Таким образом, результаты теоретического анализа и проведенного пи- лотажного исследования позволяют предположить, что личностно и духовно ориентированный климат общения в семье является оптимальным условием формирования позитивной Я-концепции ребенка. Главным фактором, обеспечивающим установление в семье диалогического климата общения является ориентация взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные ценности добра, любви, красоты, истины, искренности, открытости, прощения принятия доверия, признания уникальности и неповторимости ребенка, его самоценности. Этот фактор может быть обозначен как фактор духовности семьи

Во второй главе "Методика и результаты диагностического исследования" формулируются задачи исследования, обосновываются методические средства их решения, описывается ход эксперементальной работы и результаты констатирующего эксперимента.

Для изучения основных показателей Я-образа ребенка, подлежащих диагностике на этапе констатирующего эксперимента, нами было проведено исследование 94 семей. Для выделения основных показателей были ис- пользованы: наблюдение семей, беседы с детьми и родителями, в качестве базовой методики для этого исследования использовался модифицированный нами вариант интерперсональной диагностики Т Лири, а также со- циометрический эксперимент и тест на самоценку Будасси По результатам исследования были составлены психологические портреты семей, под-- вергнутые затем контент-анализу.

На основе всей совокупности данных были выделены основные критерии, по которым различаются семьи с монологическим и с диалогическим климатом семейного общения. Для семей с диалогическим климатом общения - взаимное доверие, доброжелательность, открытость, совместная деятельность, сотрудничество, свобода выбора деятельности ребенка. Все эти качества, по нашему мнению, являются выражением любви к ребенку Для семей с монологическим климатом - дидактический стиль высказываний, потребность командовать, недружелюбие, недоверие, непринятие, отсутствие совместной деятельности

Был проведен контент-анализ психологических портретов семьи для количественного описания преобладающего психологического климата семьи диалогического и монологического типов. Для этой цели проводил-

ся подсчет различных признаков диалогического и монологического типов психологического климата семьи , содержащихся в психологических портретах, и на основе количественных данных изучаемые семьи распределились на три категории- с преобладанием диалогического (Д), монологического (М) климата общения , либо отсутствия явных признаков того и другого типов (Н).

В констатирующем эксперименте нашего исследования необходимо было решить следующие задачи

1 . Исследовать систему свойств, составляющих Я-концепцию ребенка. Выявить структуру Я-концепции, входящие в нее элементы, а также ту роль, которою Я-концепция занимает в целостной структуре личности

2. Изучить разные уровни организации межличностных отношений в семье.

3 Изучить содержание диалогического внутрисемейного общения

(искреннее, открытое, безоценочное, доверительное, доброжелательное, сотрудничающее ) и выявить основные факторы, определяющие диалоги- ческий климат общения в семье.

Обобщенные результаты сравнительной диагностики Я-концепции детей в семьях с преобладанием диалогического, личностно-ориентированного климата общения и с преобладанием монологического климата общения представлены в таблице 1 .

Таблица!

^ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ

С ДИАЛОГИЧЕСКИМ И МОНОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ( N = 94)

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка 19 00 07 педагогическая психология iconУчебной литературы по дисциплине педагогическая психология основная...
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб пособие для студ высш учеб заведений / сост. И. В. Дубровина и др. – 4-е...

Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка 19 00 07 педагогическая психология iconПсихология аномального развития ребенка
Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под редакцией В. В. Лебединского и М. К. Бардышевской. Т. П. — М.: ЧеРо:...

Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка 19 00 07 педагогическая психология iconГ. В. Бороздина психология делового общения
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину "Психология делового общения" как в государственных, так и в негосударственных...

Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка 19 00 07 педагогическая психология iconПедагогическая психология
Татарникова Н. С. Педагогическая психология: Учебно-методическое пособие./ Татарникова Н. С. Н. Новгород: вгипу, 2011г. – 60 с

Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка 19 00 07 педагогическая психология iconОбщие вопросы психологии развития
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...

Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка 19 00 07 педагогическая психология iconВопросы к экзамену по дисциплине «Семейная психология»
Виды нарушений семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребёнка

Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка 19 00 07 педагогическая психология icon1. Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт в современной семье
Развод как социально-психологический феномен. Семья как источник психических травм

Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка 19 00 07 педагогическая психология iconЛитература Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология....
Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Флинта: Наука, 2011

Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка 19 00 07 педагогическая психология iconРодителям первоклассников
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные...

Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка 19 00 07 педагогическая психология iconГуманитарный университет профсоюзов
«Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница