Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений




НазваниеУчебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
страница1/24
Дата публикации05.07.2013
Размер2.83 Mb.
ТипУчебное пособие
www.vbibl.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

www.koob.ru

психология

учебное пособие

Л.Б. Шнейдер* Г.В. Вольнова, М.Н. Зыкова

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ


Рекомендованно Министерством образования РФ

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по психологическим специальностям

МОСКВА

V

НЖИЦП

2 0 0 2

УДК 159.9.07(075.8) ББК 88.3я73 Ш76

Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое кон­сультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных за­ведений. Серия "Серебряная сова". — М.: Ижица, 2002. — 224 с.

Рецензенты:

доктор философских наук доцент кафедры философии МПГУ

Л.Т. Ретюнских,

кандидат психологических наук доцент кафедры психологии МОСУ

Е.Ю. Худобина.

*

В предлагаемом пособии по психологическому консультированию отдельные компоненты практического обучения объединяются в це­лое на основе единой модели профессиональной идентичности. Это позволяет студентам тренироваться одновременно как в плоскости поведения, профессиональных действий, межличностных отношений, так и в когнитивной плоскости, основу чего составляет обзор кон­сультативной психологии.

Цель данного пособия — создание условий для выработки каждым участником своего профессионального стиля, осознания своих про­фессиональных возможностей, определения путей профессиональ­ного роста. В практической части используются разнообразные сред­ства активного психологического обучения для решения триединой задачи: понимания своего профессионального "Я", принятия себя в профессии, управления своим профессиональным поведением и про­фессиональным развитием.

В пособии содержатся как оригинальные, так и заимствованные и модифицированные упражнения других авторов. Количество упраж­нений и заданий оставляет диапазон для личного выбора и творчес­кой импровизации организатора. В конце пособия приведены зада­ния для самостоятельной работы и тесты для контроля знаний сту­дентов, которые могут выполняться участниками самостоятельно. Руководство предназначено для студентов и аспирантов, может стать полезным в некоторых случаях для преподавателей психологических факультетов вузов.

УДК 159.9.07(075.8) ББК 88.3я73 Ш76

ISBN 5-94837-002-Х

© Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В.,

Зыкова М.Н., 2002 © Московский открытый

социальный университет, 2002 © Издательство "Ижица", 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.......................................................................4

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи...............................................8

1. Диагностика.................................................................31

2. Практическая психология........................................37

3. Я и Дело........................................................................44

3.1. Личностное самоопределение практического психолога..............................................44

3.2. Хронотопы................................................................51

3.3. Ситуативное самоопределение практического психолога..............................................52

3.4. Парадигмальное самоопределение практического психолога..............................................61

3.5. Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога............75

4. Школьное консультирование............................... 101

5. Дистантное консультирование............................ 135

Приложение 1. Задания для самостоятельной работы............................................................................. 140

Приложение 2. Ответы к упражнениям

и заданиям..................................................................... 169

Приложение 3. Кроссворды...................................... 182

Приложение 4. Тесты для контроля знаний студентов........................................................................205

Список использованной литературы....................:. 216

Предисловие

Занимаясь практической психологией, тренингами общения и личностного роста со студентами, мы обна­ружили, что такие тренинги не дают в полной мере тех результатов, о которых писали методологи и статисти­чески проверяли теоретики. Оказалось, что положитель­ный эффект и перенос выученного в реальную жизнь студентов не так уж и бесспорен. Осознание этого при­вело нас к тому, чтобы сместить усилия в область про­фессиональной жизни конкретного молодого человека.

Цель данного пособия — создание условий для вы­работки каждым участником своего профессионального стиля, осознания своих профессиональных возможнос­тей, определения путей профессионального роста. В по­собии приведены разнообразные средства активного пси­хологического обучения для решения триединой задачи: понимания своего профессионального «Я», принятия себя в профессии, управления собою в профессиональ­ных ситуациях, своим профессиональным развитием.

Главной идеей практической части пособия стала концепция профессиональной идентичности, понимае­мой как многомерный и интегративный психологичес­кий феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, который развива­ется в ходе профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самооргани­зации и персонализации, а также обусловливается раз­витием рефлексии. Подразумевается, что профессиональ­ная идентичность есть самореферентность, т.е. ощуще­ние и осознавание уникальности функционального и эк­зистенциального Я в его профессиональном служении и неповторимости личностных и профессиональных свойств, при наличии принадлежности социальной и про­фессиональной реальности.

Задачи практической работы с пособием на заняти­ях по психологическому консультированию решаются

Предисловие

путем развития рефлексии (что я делаю и в чем смысл того, что я делаю), привлечения мыслительных средств для анализа прототипа профессиональной деятельнос­ти, проектирования образа профессионального будуще­го, совершенствования интерактивной и перцептивной сторон общения, осмысления своей профессиональной позиции. Возможность улучшить свое психическое со­стояние, повысить свою компетентность, достичь жиз­ненного и профессионального успеха традиционно свя­зывают с развитием возможности увидеть себя в более благоприятном свете. Реальное поведение индивида вы­страивается в соответствии с его Я-концепцией. Чело­век пытается интерпретировать события, исходя из су­ществующей у него Я-концепции для того, чтобы обес­печить соответствие чувств и поведения (Берне Р.). Про­извольная профессиональная самоидентификация с со­ответствующей вербализацией своих желаний и чувств становится определяющим фактором успехов или неудач в процессе вузовской подготовки.

В становлении профидентичности недооценивается «консервативность» Я-концепции. Студенты не могут преодолеть стереотипы собственного самовосприятия. Одним из способов реализации личностно-позиционно-го подхода в решении психологических и профессио­нальных проблем студентов является создание условий для повышения профессиональной идентичности, уве­ренности в себе, компетентности и чувства собственно­го достоинства, т.е. построении адекватного образа Я. Другой способ связан с созданием образа успешного про­фессионального будущего, обнаружением и актуализа­цией своих профессиональных ресурсов, защитой обра­за будущего, корректировкой его реальностью.

Повышению адекватности и устойчивости профес­сиональной идентичности способствует достижение боль­шего соответствия между образом Я и реальным опы­том, между экзистенциальным и функциональным Я. Развитию позитивного профессионального самоприня­тия способствуют ситуации, в которых предоставляется возможность адекватного выбора и принятия решений

5

Психологическое консультирование

в рамках профессионально-этических правил. В ситуа­циях данного типа обозначены «движущие силы», спо­собствующие развитию, они ощущаются рационально и эмоционально, и корни их — в групповой работе. Груп­па оказывает большое влияние на обучение. К. Левин установил, что убеждения, приобретенные в группе, вы­держивают большее сопротивление влиянию среды и привычкам. Большое значение групповых форм работы связано с тем, что именно группа равных, сверстников, совместно решающих задачу, является средой зарожде­ния и вынашивания инициативного поведения в позна­вательной сфере (Витакер К., Елизарова Н.В., Пиаже Ж., Чудинова Е.В., Фрумина Н.И., Цукерман Г.Н.). Совмес­тная групповая деятельность предполагает органическую связь деятельности и общения. Совместная деятельность реализуется через общественно заданные образцы дея­тельности и то «предметное поле», в котором актуально разворачивается сама деятельность группы. Главная цель развития чувства профидентичности заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обратной связи в профессиональной деятельности, спо­собствующих повышению самооценки, к внутренним источникам или к самоподкреплению, как к средствам, регулирующим развитие позитивного и адекватного са­мовосприятия. Это также означает связать слово «ус­пех» со словом «Я» в одно понятие. Студент постепенно должен взять на себя функцию профессионального са­мооценивания.

Студент с развитой профидентичностью проявляет обоснованный оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, уверен в своей профессиональной компетентности, свободен и открыт в профессионально-коммуникативных позициях, готов напряженно трудить­ся, ставит перед собой реалистические профессиональ­ные цели, с гордостью принимает похвалу и не реагиру­ет болезненно на критику, готов принимать на себя ту или иную ответственность за профессиональные проблем­ные ситуации, проявляет уважение к личности другого, с готовностью выдвигает новые идеи и планы.

Предисловие

Отдельные компоненты практического обучения в нашей программе объединяются в целое на основе еди­ной модели проф-идентичности. Эта модель помогает сту­дентам тренироваться одновременно как в плоскости по­ведения, профессиональных действий, эмоциональных от­ношений, так и в когнитивной плоскости, основу чего составляет обзор консультативной психологии, при этом воедино связываются три составляющих: я и дело, я и другие, образ я.

В предлагаемом пособии по психологическому кон­сультированию представлена попытка произвольного достижения и обретения профессиональной идентично­сти практических психологов. Программа практико-ори-ентированного обучения включает в себя 10 тренинго-вых сессий 5x10. В учебнике содержатся как оригиналь­ные, так и заимствованные и модифицированные в це­лях нашей программы упражнения других авторов. Для самопроверки студенты получали диагностические ма­териалы, используемые на различных этапах обучения. В Приложение 1 включены задания для самостоятель­ной работы, которые выполняются индивидуально как домашние задания, а обсуждение проводится на группе, в Приложении 4 приведены тесты для контроля знаний студентов.

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

Обзор консультативной психологии

1. Определение понятия психологической помощи

Психологическая помощь — это емкое понятие, со­держание которого включает в себя многообразие тео­рий и практик, варьирующихся от специфического при­менения такого метода, как глубинное интервью, до мно­гообразных техник социально-психологического тренин­га, понятий и методов медицинской психотерапии, без которых отношения психолога-консультанта и его кли­ента могут легко разрушиться, а сама психологическая помощь — превратиться в простое выражение сочув­ствия или морализаторство. Понятие «психологическая помощь» отражает некоторую реальность, некую пси­хосоциальную практику, полем деятельности в которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Областью деятельности соответствующего специалиста является широкий крут проблем, в которых отражаются как осо­бенности психической жизни человека — социального существа, так и особенности сообщества, в котором от­ражается психологическая специфика его функциони­рования. Психологическая помощь есть область и спо­соб деятельности, предназначенные для содействия че­ловеку и сообществу в решении широкого крута про­блем, порождаемых душевной жизнью человека в соци­уме. Понимание проблематики психологической помо­щи связано с пониманием психики как такого простран­ства (уровни, способы) человеческого бытия, многооб­разия и многогранность которого и определяют сово­купность проблем в деятельности соответствующего спе­циалиста, а именно: межличностные отношения, эмоци­ональные внутргошчностные (как глубинные, так и си­туативные) конфликты и переживания, проблемы соци­ализации (выбор профессии, создание семьи), пробле­мы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации...
Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1

Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для вузов
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся...

Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской...
Сурков И. М., Коротеев В. П. Резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства (методика расчета и мероприятия по...

Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений iconСфера
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений iconДорошев В. И. Введение в теорию маркетинга: Учеб пособие
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов...

Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для вузов
Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших...

Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений iconРекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве...
Зинченко. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина...

Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие Под редакцией кандидата экономических наук Н. Д....
Рекомендовано Учебно методическим объединением по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия...

Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений iconТеория и история
...

Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений iconУчебник нового века
Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница