18. Самосознание. «Я-концепция»




Скачать 291.09 Kb.
Название18. Самосознание. «Я-концепция»
страница1/3
Дата публикации15.03.2013
Размер291.09 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Психология > Документы
  1   2   3
Тема 18. Самосознание. «Я-концепция»
Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Франсуа Вийон

Знаем ли мы самих себя?
Еще древние философы и мудрецы обращали внимание на то, что познание самого себя является одной из наиболее важных и одновременно наиболее сложных задач чело­века. «Познай самого себя!» этот знаменитый девиз принадлежал древнегреческому мудрецу Сократу; а римский поэт и философ Сенека считал, что «целью жизни является само­познание и проистекающая отсюда свобода».

Казалось бы, «Я» — такой родной и близкий, конечно, я знаю себя. Но психологические исследования показывают, что объективное познание себя во всех своих проявлениях — чрезвычайно сложно и почти невозможно. Мы прячемся от самих себя — то приписывая себе желательные качества, то идентифицируя (отождествляя) себя с каким-то по­сторонним человеком, то вытесняя неприятную информацию и де­монстрируя окружающим только то, что они хотели бы видеть.

Сознание человека ори­ентировано на познание внешнего мира, а самосознание — внутрь человеческой психики. Существует мнение, что человек по-настоя­щему стал человеком в тот момент, когда у него сформировалось понятие «Я».
Задание 1. Упражнение «Осознание себя»

Сядьте удобно, расслабьтесь, ответьте на следующие вопросы. (Идеально, если вы закроете глаза, а кто-то продиктует вопросы). Отвечать можно про себя или вслух.

- Как вы себя чувствуете?

- О чем сейчас думаете?

- С каким цветом ассоциируется ваше настроение?

- С каким явлением природы можете сравнить себя?

- С каким животным можно сравнить ваше теперешнее состояние?

- С какой птицей вы сравниваете себя?

- О чем мечтаете сейчас?

Вопросы направлены на осознание своего внутреннего мира.
^ Процесс самосознания и «Я-образ».

Самосознание можно рассматривать как процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, и тогда говорят о самопознании, которое протекает главным образом в виде самонаблюдения и са­мооценки, сопоставления себя с другими. Самосознание харак­теризуется также своим продуктом — представлением о себе, «Я-образом», или «Я-концепцией».

Самосознание личности начинает формироваться очень рано.

Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя (сосет палец и пр.).

Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это происходит примерно в 2,5-3 года). Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремиться выразить себя через собственные действия. «Я сам!» - любимый возглас детей 3-х лет.

В 6-7 лет ребенок начинает смотреть на себя как бы со стороны, представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Он смущается и от этого часто «кривляется».

В подростковом и юношеском возрасте происходит важный сдвиг в развитии самосознания. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу ли я уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности.
^ Задумывались ли вы над этими вопросами? Какие вопросы вызывают у вас затруднения? На какие уже готовы дать ответ?
В «Я-образе» выделяется два аспекта: знание о себе и самоотно­шение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе зна­ния, эти знания составляют содержательную часть его представле­ний о себе - его «Я-конценцию». Однако знания о себе ему небезразличны: то, что он узнает, он оценивает, испытывая определенные чувства, - т. е. формируется более или менее устой­чивое самоотношение.

Желание видеть и отмечать в себе социально одобряемые ка­чества - одно из реальных стремлений человека, которое отражается в его «Я-концепции». Психологи выделяют феномен «эффект фасада», - часто человек хочет произ­вести хорошее впечатление, выглядеть лучше, чем есть на деле. Иногда он искренне в это верит.

Главные функции самосознания – это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.
Задание 2. «Кто Я?»

В течение 5 минут десять раз (а лучше - 20) по-разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

Итак, вы получили перечень определений. Все эти ответы, вмес­те взятые, и определяют вашу «Я-концепцию» — ваше сегодняшнее представление о себе. Мы еще вернемся к анализу этой работы.
«Я-концепция» и ее составляющие.
Итак, «Я-концепция» — это совокупность всех представлений индивида о себе и то, как он оценивает себя. «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор, влияющий на поведение человека, на отношения с другими людьми, на ожидания относительно того, чего следует ждать от себя в будущем.

Как уже было сказано, «Я-концепция» определяет не просто со­вокупность знаний человека о себе, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в буду­щем.

Выделяются три основные, составляющие «Я-концепции»: когнитив­ная, оценочная и поведенческая.


^ Когнитивная составляющая «Я-концепции» (самопонима­ние).
Первую, когнитивную составляющую «Я-концепции» назы­вают еще самопониманием. Это — знания о себе.

Сюда могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п.

Представления человека о себе, как правило, кажутся ему убедительными — независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Когда мы описываем себя, мы пытаемся выразить основные характеристики нашего самовосприятия. Их можно перечислять бесконечно, ибо к ним относятся ролевые (я - ученик, сын, пассажир и т. п.), статусные (я - старо­ста), психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п.

Все они входят в образ «Я» с различным удельным весом — одни представляются человеку более значимыми, другие — менее.

Например, для одного человека наиболее значимы представления о себе как о человеке, который многим интересуется. Ведущее место в его «образе Я» будет занимать его представления о своей эрудиции, познавательных интересах. Для другого – самым главным может быть то, что он отец.

Эту составляющую «Я-концепции» часто называют «образом Я» или картиной «Я». Каждый из нас имеет довольно ус­тойчивое представление о себе.
^ Бывает, что какие-то комплименты вас совершенно не трогают. Почему?
Вероятно, здесь играет роль и тот факт, что комплименты могут не совпадать с нашим «образом Я» и поэтому кажутся фальшивыми.

^ Оценочная составляющая «Я-концепции» (самооценка).
Вторая составляющая «Я-концепции» называется самооценкой. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это измерительный прибор, который всегда с собой.

Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека, эффективность деятельности, стремление к самосовершенствованию.

Качества, которые мы при­писываем своей личности, далеко не всегда объек­тивны, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие. В попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный, эмоциональный и оценочный момент. Даже такие объективные показатели, как рост или возраст, могут для раз­ных людей иметь разное значение, обусловленное общей структу­рой их «Я-концепции».

Свой рост в 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недоста­точным. В зависимости от взгляда на те или иные характеристики «Я» выстраивается определенное поведение человека.

Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер пред­ставлений о себе, в котором присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях, человек всегда сравнивает себя с другими.

Важную роль в формировании самооценки играет сопостав­ление образа «реального Я» с образом «идеального Я», т. е. сопоставление пред­ставления о том, каким человек хотел бы быть с тем, что он из себя сейчас представляет.

Чтобы выяснить, какова ваша самооценка, выполните следующее задание.
Задание 3. Методика «Определение самооценки»

Инструкция: Ниже предложены положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трёх вариантов ответов: "да", "нет", "не знаю", выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном состоянии.

  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

  4. У меня отсутствует уверенность в себе.

  5. Я примерно также способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

  7. Я все делаю хорошо (любое дело).

  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

  9. В любом деле я считаю себя правым.

  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

  17. Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь необходим.

  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

  19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество согласий ("да") под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

от –10 до –4 - низкая самооценка;

от –3 до +3 - средняя (адекватная) самооценка;

от +4 до +10 - высокая самооценка.
^ Особенности поведения людей в зависимости от самооценки.
Итак, анализируя результаты теста, мы выясни­ли, что самооценка может быть адекватной, т.е. правильной, реальной, или неадекватной, т.е. завышенной или заниженной.
Как вы думаете, что дает каждый из этих типов само­оценки ее обладателю? Как та или иная самооценка будет проявляться в поведении?
Человек с адекватной самооценкой реально оце­нивает себя, свои возможности, склонности, видит как положительные, так и отрицательные ка­чества, способен меняться и адаптироваться к изменяющимся условиям. Старается разобраться в своих собственных качествах и, сознавая положительное в себе, подвергает решительной критике свои недостатки, стре­мится выяснить их причины. Адекватная самооценка - основа грамотного и правильного профессионального и жизненного самоопределения.

Человек с завышенной самооценкой, хотя и чувствует себя «на коне», заставляет других людей испытывать трудности в общении с ним; кроме того, будучи уверен в собственной непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту. Он не требователен к се­бе, не склонен анализировать свои состояния, возможности, сопоставлять их с результатами своей деятельности и поведе­ния. Такой человек, как правило, доволен собой и во всех не­удачах винит окружающих людей и обстоятельства. Опас­ность завышенной самооценки - в переоценке собственных возможностей, когда человек ставит слишком высокие цели и неминуемо сталкивается с неуспехом, который тяжело переживает.

При заниженной самооценке человек переоценивает свои недостатки, во всем видит печать собственной ограни­ченности и неспособности. Многие люди не смогли реализо­вать себя в жизни из-за неуверенности в своих силах. В жизни часто чувствуют себя неуверенно, не доверяют себе, подпадают под влияние, сомневаются и страдают, предъявляя к себе слишком высокие требования.

Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.

Низкая самооценка может быть причиной и другого поведения: человеку хочется, чтобы его признали, заметили, похвалили — ведь в глубине души он сомневается в себе и только признание со стороны может на время приглушить это. И тогда такой человек будет стремиться завоевать внимание ок­ружающих, играя роль шута, заставлять уважать себя, запугивая дру­гих, оскорбляя или физически мучая. Есть немало людей, которым трудно преодолеть искушение самоутвердиться «за чужой счет» (высмеять, физически посрамить другого, более слабого) и на его фоне выглядеть не хуже, а намного лучше — умнее, сильнее. Ча­сто заносчивые и высокомерные люди в глубине души страдают «комплексом неполноценности». Поэтому они так любят комплименты и лесть — даже грубую. Однако очень трудно компенсировать то, чего человек был лишен в детстве, — истинную любовь и уважение.
^ Как можно повысить свою самооценку?
Психологи считают, что достижения наибольших успехов в жизни лучше всего иметь слегка завышенную самооценку. Такая самооценка положительно влияет на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения. Человек уверенно берется за работу, и пытается ее выполнить, даже если она превышает реальные возможности.
Не каждому по силам, как великому американскому поэту Уолту Уитмену, сказать:

^ Я таков, каков я есть, и не жалуюсь;

Если об этом не знает никто во вселенной, я доволен,

Если знают все до одного, я доволен.

Та вселенная, которая знает об этом, для меня она больше всех, и эта вселенная - Я,

^ И добьюсь ли я победы сегодня, или через десять тысяч, или через десять миллионов лет,

Я спокойно приму ее сегодня, и так же спокойно я могу подождать...
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

18. Самосознание. «Я-концепция» iconКонцепция корпоративной политики ОАО акб «экопромбанк» в области...
Настоящая Концепция (далее по тексту – «Концепция») разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации...

18. Самосознание. «Я-концепция» iconРасписание кружковой работы (название кружка, время проведения, ответственный)
Концепция национального и правового воспитания детей и молодежи, Концепция гражданского воспитания, нормативные акты Министерства...

18. Самосознание. «Я-концепция» iconКонцепция
Эта книга представляет избранные главы и содержание из всех книг серии концепция

18. Самосознание. «Я-концепция» icon«Социология»
Вопрос №1 Концепция «понимающей» социологии и теория социального действия. Концепция идеальных типов. Проблема ценностей

18. Самосознание. «Я-концепция» iconКонцепция внешней политики Российской Федерации Утверждена Президентом...
Концепция внешней политики Российской Федерации (далее Концепция) представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритетные...

18. Самосознание. «Я-концепция» iconВ состав авторского коллектива должны быть включены
Концепция формирования региональной идентичности в Ульяновской области (далее – Концепция) разрабатывается авторским (творческим)...

18. Самосознание. «Я-концепция» iconКонцепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан  
Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан (далее Концепция) является основным докумен­том, отражающим...

18. Самосознание. «Я-концепция» iconКонцепция создания международного финансового центра в Российской Федерации Содержание
Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее – Концепция) содержит детальный план мероприятий,...

18. Самосознание. «Я-концепция» iconКонцепция пределов роста Концепция органического роста
Предмет регулирования – общественные отношения в сфере охраны ос – экологические отношения

18. Самосознание. «Я-концепция» iconНовая концепция анализа вторичного рынка акций
Новая концепция и современный российский вторичный            рынок акций   88

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница