Бизнес-план линия по переработке автомобильных шин EcoStep 500 Предлагаем Вашему вниманию проект бизнес-плана по созданию производства по переработке изношенных автомобильных шин и других резинотехнических изделий в резиновую крошку.




Скачать 396.39 Kb.
НазваниеБизнес-план линия по переработке автомобильных шин EcoStep 500 Предлагаем Вашему вниманию проект бизнес-плана по созданию производства по переработке изношенных автомобильных шин и других резинотехнических изделий в резиновую крошку.
страница1/5
Дата публикации16.04.2013
Размер396.39 Kb.
ТипБизнес-план
www.vbibl.ru > Спорт > Бизнес-план
  1   2   3   4   5
БИЗНЕС-ПЛАН

Линия по переработке автомобильных шин EcoStep 500
Предлагаем Вашему вниманию проект бизнес-плана по созданию производства по переработке изношенных автомобильных шин и других резинотехнических изделий в резиновую крошку.

Настоящий бизнес-план разработан с учетом приобретения Линии по переработке автомобильных шин EcoStep 500. Проект бизнес-плана основан на текущей ситуации на рынке по переработке шин в России, ценовые и тарифные показатели приведены с учетом экономических особенностей регионов. Показатели могут варьироваться, поэтому проект бизнес-плана может быть изменен с учетом специфических условий в Вашем регионе.
^ Резюме проекта

Название проекта.

Производство по переработке изношенных автомобильных шин и РТИ в резиновую крошку.
Технологическое решение.

Автоматическая линия по переработке изношенных шин и РТИ «EcoStep 500».
Автор проекта.

ООО «ЭкоСтэп-Центр»
^ Потребности в инвестициях:

10 545 000 рублей
Срок строительства (от момента подписания договора купли-продажи Линии EcoStep 500 до ввода в эксплуатацию)

4,5 - 6 месяцев
^ Продукция, являющаяся предметом проекта.

Резиновая крошка 3 фракций: 0,01 - 1,0 мм, 1-2 мм, 2-4 мм.

Металлический корд

Текстильный корд
Основные потребители продукции.

В качестве основного потребителя планируются производители резиновой плитки и брусчатки EcoStep. Компании «ЭкоСтэп-Центр» предоставляет гарантированный сбыт ежемесячных объемов по фиксированной цене.

В число крупных потребителей включены: строительные компании; производители спортивных покрытий; производители дорожных покрытий на основе модификаторов с использованием резиновой крошки; производители резинотехнических изделий, компании, обслуживающие нефтедобывающую отрасль.

Отдельным направлением построения системы сбыта является участие в размещении гос. заказов на закупку резиновой крошки при строительстве спортивных сооружений, дорожных покрытий последнего поколения.
^ Преимущества проекта.

1. В качестве технологического решения предлагается использование Автоматической линии по переработке изношенных шин и РТИ «EcoStep 500», в которой реализованы следующие преимущества: низкое энергопотребление, многоступенчатое отсеивание текстильного и металлического корда, высокое качество продукции, ремонтопригодность, небольшое число обслуживающего персонала.

2. Стандартизированный продукт производства. Выпуск резиновой крошки под брендом EcoStep, отвечающей требованиям качества производителей плитки EcoStep.

3. Возможная опция «Гарантированный сбыт». Компания EcoStep готова заключить обратный договор на запланированный ежемесячный выкуп резиновой крошки по фиксированным ценам.

4. Работа в системе EcoStep. Быстрая адаптация на рынке резиновой крошки в России за счет наработанной системы сбыта крошки компании «ЭкоСтэп-Центр». Комплексные решения по сбыту готовой продукции.

^ Разрешительная документация

Предприятие, предоставляющее услуги по переработке автомобильных шин и отходов РТИ, должно иметь лицензию на обращение с опасными отходами.

Описание проекта:
Цель проекта:

Создание производства по переработке изношенных автомобильных шин и других РТИ с использованием технологической линии по переработке шин «EcoStep 500»; производство конечного продукта, востребованного на рынке и готового для применения в различных сферах производства товаров и услуг.
^ Актуальность проекта.

Проблема переработки опасных видов отходов очень остро стоит в России. Ежегодно миллионы тонн отходов разных классов опасности скапливаются на полигонах или в местах, не предназначенных для хранения и утилизации. В частности количество автомобилей и сегмент автомобильных перевозок с каждым годом растет на десятки процентов.

Совокупный объем отработанных шин в России и странах СНГ составляет более 1 млн. тонн. Недостаточное количество предприятий, оказывающих услуги по переработке шин, отсутствие централизованной системы сбора и переработки отработанных автошин во многих регионах приводит к тому, что ежегодно в каждом регионе образуются более 15000 тонн шин.

Лишь часть шин размещается на специальных полигонах, специальным образом оборудованных для длительного хранения шин. В то же время даже организованное хранение большого количества шин представляет собой постоянный источник загрязнения окружающей среды, повышенной вероятности неконтролируемого возгорания. Шины крайне огнеопасны и в случае возгорания, температура горения шин равна температуре горения каменного угля, погасить их достаточно трудно, а при горении в воздух выбрасываются вредные продукты сгорания и в том числе канцерогены. Шины практически не подвержены биологическому разложению, при складировании, захоронении служат идеальным местом для размножения грызунов и кровососущих насекомых, переносчиков инфекционных заболеваний. Кроме того, существует проблема изъятия земель под хранение шин. Переработка шин является наилучшим решение земельной проблемы.

С 2006 года в странах ЕС запрещено захоронение автомобильных шин и их сжигание. В России переработка шин является приоритетным способом утилизации шин. Отработанные автошины являются опасным видом отходов 4 класса опасности и подлежат обязательной утилизации. В России предусмотрена система надзора за сдачей шин, находящихся на балансе предприятий. Предприятия имеют право сдавать шины на переработку только специальным заводам, имеющим лицензию на право обращения с опасными видами отходов, предоставляющим документы, подтверждающие факт сдачи шин, что является необходимым для сдачи экологической отчетности и расчетов «Платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Вместе с тем, изношенные автошины при правильном подходе к их переработке, сохраняющем химические свойства резины и каучуков, являются отличным сырьем для получения вторичного продукта: резиновой крошки, металла и текстильного корда. Около 90 % шины предоставляют собой резерв сырья для вторичного использования, что при наметившейся проблеме невосполнимости материальных ресурсов имеет огромное экономическое значение и потенциал.

Таким образом, актуальность создания производства по переработке шин и других РТИ складывается из двух составляющих, лежащих в основе данного проекта:

  • решение экологической задачи: переработка опасных отходов, сохранение природных ресурсов, сокращение территорий, выделенных под полигоны.

  • Производство продукта, востребованного на рынке, пригодного для использования в различных производственных сферах.


Область применения:
Линия по переработке автомобильных шин « EcoStep 500» применяется для решения проблемы утилизации изношенных автомобильных шин в городах и регионах численностью более 350 тыс. человек. Линия предлагается предприятиям, имеющим лицензию на обращение с опасными отходами, материально-техническую базу для создания производства, а также предприятиям, планирующим таковую деятельность.

Переработка шин на линии по переработке шин «EcoStep 500» - является экологически-чистым, безотходным производством: в процессе переработки не происходят выбросы в атмосферу, не требуется использование водных ресурсов для охлаждения. Колесо перерабатывается полностью, без остатков. Все три продукта переработке подлежат дальнейшему использованию.

Сырье и организация системы сбора сырья:
На сегодняшний день в России ежегодно образуется около 1 млн. тонн отходов в виде изношенных автомобильных шин. Процент переработки общего объема шин составляет по разным оценкам 7-20%. В то время как прирост автомобильного транспорта составляет 5-7% ежегодно. Следовательно, на основе статистических данных, доступность сырья для переработки и производства резиновой крошки в ближайшие 10-15 лет не снизится.

Сырьем при производстве резиновой крошки являются изношенные автомобильные шины с металлическим и текстильным кордом, покрышки диаметром до 1,5 м, отходы резинотехнических изделий.

Один из главных факторов при организации прибыльного производства по переработке автомобильных шин является наличие и доступность сырья. Основными поставщиками служат крупные и средние предприятия, на балансе которых числится автомобильный транспорт: компании-перевозчики, автопредприятия, промышленные производства, автохозяйства гос. структур и подразделений, шиномонтажные центры, полигоны ТБО. Следовательно, при построении системы сбора авто шин следует учитывать фактор транспортной доступности к предприятиям.

Прием шин на переработку производится в соответствие с ГОСТом 8407-89 «Сырье вторичное резиновое. Прием шин происходит на основе договоров приемки шин на утилизацию. Прием шин на переработку, осуществляется за плату: в среднем по России эта сумма составляет от 1 500 до 3 500 рублей за тонну автопокрышек.
^ Средний вес шин:




Новые шины

Изношенные шины

Вес, кг

Штук в 1 тонне

Вес, кг

Штук в 1 тонне

Легковой автомобиль

7,5 - 9

112 - 133

6 – 7,5

140 - 160

Джип


11 - 15

67 -91

9 - 11

90 -112

Грузовой автомобиль

50 - 80

12 - 20

40 -70

15 - 25

Сельхоз./ строит. Техника

100 - 120

8 - 10

85 - 100

10 - 12


Продукция:
Продуктами переработки автомобильных шин с применением «Линии по переработке шин EcoStep 500» являются:

  • металлический корд двух типов: металлическая проволока и бортовое кольцо (толстая проволока);

  • текстильный корд;

  • резиновая крошка 3 фракций: 0,01 - 1,0 мм, 1-2 мм, 2-4 мм.

Резиновая крошка

Резиновая крошка – основной продукт переработки автомобильных шин. Благодаря тому, что автомобильные шины в процессе эксплуатации подвержены длительным колоссальным нагрузкам, при производстве новых шин используется качественные компоненты (природные, синтетические каучуки, смягчающие масла, наполнители и т.д.) в совокупности с новейшими технологиями. Шинная резина является практически самой прочной и долговечной из всех используемых видов резин, обладает многими другими важными качествами (эластичность; стойкость к кислотам и щелочам; прочность на изгиб, растяжение, истирание и т.д.).

При механической переработке шин в крошку, физико-химический состав резины практически не меняется. Ввиду того, что крошка - продукт переработки (утилизации) шин, рыночная цена на нее в 3-4 раза ниже, чем на первичное резиновое сырье. Поэтому крошка является недорогим, высококачественным продуктом утилизации покрышек.

Резиновая крошка, полученная в результате механической переработки изношенных автопокрышек, имеет многочисленные и перспективные сферы дальнейшего практического применения, что при эффективной организации маркетингового сопровождения и системы сбыта, обеспечит ее быструю и устойчивую реализацию.

Резиновая крошка имеет широкое применение:

  1. ^ Производство травмобезопасной резиновой плитки EcoStep. Резиновая плитка, изготовленная из самого износостойкого резинового сырья, обладает износостойкостью, прочностью, ударопоглощающими, амортизирующими и ортопедическими свойствами. Удельная масса резиновой крошки при производстве резиновой плитки и брусчатки составляет более 80%. В настоящее время в России действует более 30 мини-заводов EcoStep по производству резиновой плитки. Следовательно, спрос на резиновую крошку ежемесячно демонстрирует увеличение необходимых объемов.

Система предприятий EcoStep, в частности «ЭкоСтэп-Центр» - гарантированный покупатель фиксированных объемов резиновой крошки, планируется в качестве основного покупателя продукции.

  1. ^ Напольные покрытия для спортивных площадок и сооружений. Покрытия из резиновой крошки и полимерных связующих для спортивных площадок, баскетбольных, волейбольных, бадминтонных площадок. Антискользящие и безопасные покрытия для входа. В данных видах покрытий используется и резиновая крошка. Добавки резиновой крошки, полученной в результате переработки покрышек, делают покрытия более износостойкими и практичными, у них лучше пластичность, они долговечны.

  2. ^ Наполнители для спортивного инвентаря. Резиновая крошка применяется в качестве наполнителя мешков и боксерских груш.

  3. Футбольные поля с искусственным травяным покрытием засыпают резиновой крошкой фр.1,0 - 2,5 мм.

  4. ^ Укрывной строительный материал. Это кровельный материал в виде совмещения битума с полиуретаном, сверху заливается составом из тиокола с добавлением мелкой очищенной резиновой крошки. Для проведения всего комплекса работ по нанесению покрытий на крышах жилых и производственных строений рекомендуются к применению различные материалы с добавлением резиновой крошки: уклоны (до 90% резиновой крошки), заделка швов (до 50% резиновой крошки), заделка стыков (до 70% резиновой крошки), непосредственно покрытие (до 50% резиновой крошки). Финишный самый стойкий слой с применением резиновой крошки предохраняет все нижележащие слои.

  5. ^ Конструктивный фибробетон. Металлический и текстильный корд в определенной пропорции смешивается с резиновой крошкой и добавляется до 50% в сухую цементно-песчаную смесь. Применяется для глубинной заливки фундаментов. Покрытия полов и трапов, в местах интенсивного потока людей. Смешиваются полиуретан с 50% мелкой (фракции менее 3 мм) очищенной резиновой крошкой. Применяется как для закрытых, так и открытых помещений. Фибробетон в силу своих свойств, применяется в регионах с суровыми климатическими условиями, в том числе в регионах вечной мерзлоты.

  6. ^ Отделочный строительный материал. Тиоколовая (полисульфидная) система, как стандартный материал и крошка (менее 1 мм) образуют стойкий укрывной материал, используя и как отделочный и как декоративный настенный материал.

  7. ^ Для дорожного покрытия. Резиновая крошка применяется в дорожных покрытиях последнего поколения. В подложку дороги можно закладывать смесь резиновой крупной крошки, металлокорд и текстильный корд до 50% по весу с минеральными добавками. Далее, крошка - как модификатор асфальтобитума (крошка менее 1,5 мм до 10% по объему), именно он является наружным рабочим слоем дорожного полотна. Преимущества очевидны: существенно улучшаются физико-механические характеристики всего покрытия (повышенная стойкость к образованию трещин и упругость вследствие чего увеличивается на 20-30% коэффициент морозоустойчивости), что сказывается положительно на ресурсе, срок службы покрытия дорог увеличивается в 2-3 раза.

  8. ^ Восстановление покрышек. Получение регенерата. До 10% массы резиновой крошки, полученной в результате переработки покрышек, может быть использовано при восстановлении и изготовлении новых шин. Для изготовления регенерата преимущественно используют резиновую крошку фракции до 2 мм.

  9. ^ Для изготовления деталей автомобиля. Бамперы, брызговики, сальники, коврики, корыта для багажного отсека, ручки и т.д. Резиновая крошка малой фракции применяется как добавка в различные автомобильные мастики.

  10. ^ Покрытия для мостов. При ремонтах мостов обычно стыки заделываются импортными материалами. Использование резиновой крошки, полученной в результате переработки покрышек, в этом направлении позволит применять 100% отечественные материалы вследствие чего получить экономию в масштабах всей страны.

  11. ^ Опоры магистральных трубопроводов. При замене существующих опор, расположенных в областях вечной мерзлоты, очень выгодно изготавливать новые бетонные опоры с присутствием резиновой крошки. 

  12. ^ Обслуживание нефте-, газодобывающие отрасли. Для тампонирования нефтяных скважин при бурении, гидроизоляции зеленых пластов,  для изготовления сорбента для сбора нефти и нефтепродуктов с поверхности воды и почвы.

^ Текстильный корд

Основными сферами применения текстильного корда являются: производство фибро-бетона, наполнение спорт. инвентаря, производство смесей для тампонирования скважин при бурении скважин и геологоразведочных работах.
^ Металлический корд

При производстве автомобильных шин, а именно в посадочном кольце (толстая бортовая проволока), используется высоколегированная сталь. При переработке шин на Линии «EcoStep 500» в предварительном секторе перед дальнейшей переработкой происходит извлечение бортового кольца из колеса. Извлеченный металлический корд сдается в металлолом.

Основные потребители продукции:
В качестве основного потребителя планируются производители резиновой плитки и брусчатки EcoStep. В частности компания поставщик оборудования - «ЭкоСтэп-Центр» предоставляет гарантированный сбыт ежемесячных объемов по фиксированной цене. В настоящее время в России действует более 30 мини-производств EcoStep по производству резиновой плитки и брусчатки, спрос на стандартную резиновую крошку, одинаковую по форме, фракции, качеству постоянно растет. Особенностью технологической линии по переработке шин «EcoStep 500» является продуктная ориентированность на производителей травмобезопасных покрытий EcoStep, выпуск фракций крошки, наилучшим образом подходящей для выпуска плитки, брусчатки, а также других покрытий на основе резиновой крошки.

Однако, как следует из анализа сфер применения резиновой крошки, возможных потребителей крошки значительно больше, поэтому предлагается активное изучение и поиск новых потребителей.

В число крупных потребителей включены: строительные компании; производители спортивных покрытий; производители дорожных покрытий на основе модификаторов с использованием резиновой крошки (РОСАВТОДОР и региональные производители); производители резинотехнических изделий, компании, обслуживающие нефтедобывающую отрасль;

Особое направление в продвижении продукта - резиновой крошки - региональные, городские администрации. В последнее время в бюджеты разных уровней закладываются программы развития спорта (строительство спортивных сооружений, где в большом количестве используется резиновая крошка), другие социально значимые проекты. Таким образом, помимо создания имиджа эколого-ориентированной и социально-значимой компании, возможно серьезное расширение сбыта.
Риски:
В ходе осуществления полного производственного цикла, начиная с момента поставки сырья, эксплуатации оборудования и кончая реализацией готовой продукции, имеется вероятность следующих рисков, могущих причинить ущерб и убытки:

1. Сбои в работе технологического оборудования.

Данный риск минимизируется постоянным неукоснительным тех. обслуживанием линии с соблюдением сроков ППО; повышением квалификации персонала, обслуживающего линию; соблюдением гарантийных условий эксплуатации линии; своевременной заменой расходных элементов.

2. Сбои в поставках сырья.

Данный риск минимизируется заблаговременным заключением долгосрочных договоров с поставщиками сырья. Рекомендуется начать построение системы сбора шин, сбор шин одновременно с подписанием договора купли-продажи линии EcoStep 500, либо с получением лицензии на обращение с опасными видами отходов. Поиск альтернативных источников сырья.

3. Затоваривание готовой продукции из-за затруднений в сбыте.

Данный риск минимизируется заключением долгосрочного фиксированного договора на поставку резиновой крошки компании-поставщику оборудования – ООО «ЭкоСтэп-Центр». Кроме того, целесообразно, с момента запуска проекта, прорабатывать каналы сбыта резинового порошка в близлежащих регионах, налаживать долговременные отношения с компаниями производителями товаров из резиновой крошки. Как вариант, заключение предварительных договоров на поставку резиновой крошки, участие в тендерах на поставку материалов при обустройстве спорт. сооружений и площадок.

4. Порча продукции при хранении.

Резиновая крошка как продукт не требует создания специальных условий для хранения. Крошка, упакованная в ПП мешки хранится в холодном складском помещении.
^ Потребность в инвестициях.

Общая потребность в инвестициях – 10 545 000 рублей.

Источники денежных средств: собственные средства, заёмное финансирование.

Возможно приобретение Линии «EcoStep 500» в Лизинг.

Средства будет использованы на создание предприятия, закупку оборудования, организацию производства, организацию сбыта готовой продукции.


Производственный план;

В данном разделе представлены данные по технологии переработки, плану производства и плану затрат настоящего бизнес-плана.

^ Технология производства

Предлагаемая Линия по переработке шин «EcoStep 500» - автоматическая линия, предназначенная для измельчения изношенных автомобильных шин с металлическим и тканевым кордом в резиновую крошку.

Линии позволяет перерабатывать до 3000 тонн автопокрышек в год, получая, при этом, до 1800 тонн резиновой крошки.
^ Технические характеристики линии для переработки шин (производства резиновой крошки) «EcoStep 500»


Установочная (общая) электрическая мощность


230 кВт/ч


Средний уровень электропотребления

140 кВт/ч

Производительность линии на входе

500 кг сырья/час

Производительность линии на выходе (средняя, зависит от состава сырья)

300 кг крошки/час

4 фракций от 0 до 5 мм

Выход текстильного корда

60 кг/час

Выход металлического корда

140 кг/час

Годовая мощность переработки шин при загрузке 300 дней в году по 20 часов в сутки

До 3000 тонн

Максимальный диаметр шин

1500 мм

Количество персонала в смену

4 человека

^ Требования к помещению

Занимаемая площадь (без учета складских площадей)

300 кв.м

Высота

5,5 м

Ширина

10 м

Длина

30 м

Рекомендуемый режим работы Линии «EcoStep 500»

2 смены по 8-10 часов, с учетом технического регламента

Температурный режим

от +5 до +40С°.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бизнес-план линия по переработке автомобильных шин EcoStep 500 Предлагаем Вашему вниманию проект бизнес-плана по созданию производства по переработке изношенных автомобильных шин и других резинотехнических изделий в резиновую крошку. iconКП2501. 411. 06ПЗ
С. Наиболее распространены каучуки, получаемые путем полимеризации при t=50С. Эти каучуки содержат связанного стирола (альфа метилстирола)...

Бизнес-план линия по переработке автомобильных шин EcoStep 500 Предлагаем Вашему вниманию проект бизнес-плана по созданию производства по переработке изношенных автомобильных шин и других резинотехнических изделий в резиновую крошку. iconКП2501. 411. 06ПЗ
С. Наиболее распространены каучуки, получаемые путем полимеризации при t=50С. Эти каучуки содержат связанного стирола (альфа метилстирола)...

Бизнес-план линия по переработке автомобильных шин EcoStep 500 Предлагаем Вашему вниманию проект бизнес-плана по созданию производства по переработке изношенных автомобильных шин и других резинотехнических изделий в резиновую крошку. iconБизнес-план (рабочий проект) малого предприятия по добыче и переработке сапропеля в удобрения
Характеристика технологической линии добычи, подготовки, переработки и расфасовки сапропеля

Бизнес-план линия по переработке автомобильных шин EcoStep 500 Предлагаем Вашему вниманию проект бизнес-плана по созданию производства по переработке изношенных автомобильных шин и других резинотехнических изделий в резиновую крошку. iconПроектируя новый завод легковых шин в России, компания Continental делает ставку на рост
Производственная мощность четыре миллиона шин в год с началом производства в конце 2013 года

Бизнес-план линия по переработке автомобильных шин EcoStep 500 Предлагаем Вашему вниманию проект бизнес-плана по созданию производства по переработке изношенных автомобильных шин и других резинотехнических изделий в резиновую крошку. iconРекомендуемая структура бизнес-плана
Примечание: для проектов типа ниокр, обязательным является заполнение разделов Бизнес-плана, выделенных по тексту жирным шрифтом...

Бизнес-план линия по переработке автомобильных шин EcoStep 500 Предлагаем Вашему вниманию проект бизнес-плана по созданию производства по переработке изношенных автомобильных шин и других резинотехнических изделий в резиновую крошку. iconКурсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент» Тема: «Разработка...
Целью моей курсовой работы является изучение значения и порядка составления бизнес-плана на конкретном примере. В данном случае целью...

Бизнес-план линия по переработке автомобильных шин EcoStep 500 Предлагаем Вашему вниманию проект бизнес-плана по созданию производства по переработке изношенных автомобильных шин и других резинотехнических изделий в резиновую крошку. iconШаблон бизнес-плана
Бизнес-план не следует писать сразу полностью, не обязательно начинать с Главы первой, но используйте план заполнения постепенно...

Бизнес-план линия по переработке автомобильных шин EcoStep 500 Предлагаем Вашему вниманию проект бизнес-плана по созданию производства по переработке изношенных автомобильных шин и других резинотехнических изделий в резиновую крошку. iconБизнес-план производства пенопласта стирольного (пенополистирола)
Данный бизнес план составлен на основе собственного опыта, а также на опросе наших коллег и партнеров

Бизнес-план линия по переработке автомобильных шин EcoStep 500 Предлагаем Вашему вниманию проект бизнес-плана по созданию производства по переработке изношенных автомобильных шин и других резинотехнических изделий в резиновую крошку. icon2. Финансовое обеспечение нового бизнеса и стратегия его финансирования
Финансовый план является ключевым разделом бизнес-плана. Главная цель финансового плана – это обобщение основных положений всех предыдущих...

Бизнес-план линия по переработке автомобильных шин EcoStep 500 Предлагаем Вашему вниманию проект бизнес-плана по созданию производства по переработке изношенных автомобильных шин и других резинотехнических изделий в резиновую крошку. iconОбщество с Ограниченной Ответственностью «Камтент»
Ооо «Камтент» производитель автомобильных тентов предлагает Вашему вниманию эффективный способ транзитной рекламы – брендирование...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница