Актуальность работы. Сбалансированность экономики во многом зависит от уровня развития системы транспортирования, хранения и распределения нефтепродуктов по




Скачать 146.2 Kb.
НазваниеАктуальность работы. Сбалансированность экономики во многом зависит от уровня развития системы транспортирования, хранения и распределения нефтепродуктов по
страница1/2
Дата публикации24.05.2013
Размер146.2 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Спорт > Документы
  1   2
Введение

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Сбалансированность экономики во многом зависит от уровня развития системы транспортирования, хранения и распределения нефтепродуктов по потребителям. Специфические особенности нефтепродуктов, большая часть которых используется как топливо и энергоносители, география размещения нефтересурсов и предприятий их переработки, невозможность нормального функционирования хозяйственного комплекса страны без своевременного обеспечения его нефтепродуктами соответствующей номенклатуры и качества, стремление сократить затраты на их доставку и реализацию — все это привело к тому, что система нефтепродуктообеспечения выделилась из общехозяйственной транспортно-складской системы в самостоятельную целостную систему.
Этой системе длительное время не уделялось должное внимание, что, в первую очередь, отражалось на состоянии её технической базы и эффективности функционирования в целом.
В то же время через систему транспорта и хранения, которая осуществляет связь между производителями нефтепродуктов и их массовыми потребителями, ежедневно проходят объемы порядка одного миллиона тонн. Материальные потоки нефтепродуктов сопровождаются значительным информационным потоком (графики транспортирования, завоза и перевалки нефтепродуктов на нефтебазах, планы и графики поставок, сопроводительная документация, данные о запасах и потребностях нефтепродуктов на распределительных объектах, бухгалтерская и банковская документация, коммерческая информация и др.); в отличие от однонаправленных материальных потоков нефтегрузов от перерабатывающих заводов к потребителям информационные потоки носят многосторонний характер.
Однако научные проработки применения и адаптации высоких технологий в отрасли нефтепродуктообеспечения проводились в недостаточном объеме.
Во-первых, это относится к системно-сетевым, информационным проблемам, а также к постоянно существующей проблеме - транспорту нефтепродуктов.
Во-вторых, это относится к игнорированию принципов и концепций логистики, которая нашла широкое применение в практике управления экономически развитых стран Запада.
В то же время обобщить всю логистическую цепь товародвижения в рамках вертикально - интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) страны в одной работе не представляется возможным. В исследовании рассматривается замыкающее звено - системы транспорта нефтепродуктов и их распределения потребителям, потому что именно в этих системах вращается большая часть реальных денег, и именно эти системы наиболее информационно насыщены и обладают реальными финансовыми потоками.
Таким образом, разработка научных основ логистического развития нефтепродуктообеспечения (включая сетевые технологии) является актуальным направлением для экономики нефтегазового комплекса РФ.
Система нефтепродуктообеспечения (НПО) является важной составной частью топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России, для которой характерны: специализированная инфраструктура; режимы единого технологического регулирования; маневрирование при использовании мощностей и ресурсов; взаимосвязь технологических процессов, протекающих в границах РФ. НПО играет важную связующую роль между производителями и потребителями нефтепродуктов.
В современных условиях системная концепция исследования и оптимизации развития ТЭК получили общее признание. Поэтому НПО должно рассматриваться как комплекс сложных систем относительно
независимых, но функционально подчиненных элементов, состоящих из разветвленных нефтепродуктопроводов (Hi ill), нефтебаз (НБ), автозаправочных станций и комплексов (АЗС, АЗК), связанных между собой внутрирегиональными транспортными коммуникациями и имеющих общие задачи, решить которые без применения логистики как науки практически невозможно.
Отмеченные положения подчеркивают актуальность диссертационной работы и её направленность на выработку некоторых методологических положений и практических рекомендаций в области логистики, способствующих развитию системы НПО как элемента инфраструктуры регионального рынка нефтепродуктов.
Наибольший вклад в становление и развитие отечественной и зарубежной школ логистики, применительно к данному исследованию, внесли и продолжают вносить отечественные ученые: А.У. Альбеков, Б.А. Аникин, Н.А. Афанасьева, И.Д. Афанасенко, Г.Л. Багиев, A.M. Гаджинский, Е.А. Голиков, П.П. Гончаров, М.П. Гордон, В.Н. Дегтяренко, В.В. Дыбская, М.Е. Залманова, А.В. Зырянов, К.В. Инютина, СБ. Карнаухов, А.А. Колобов, Д.Д. Костоглодов, Л.Б. Миротин, В.Н. Менжерес, Л.А. Мясникова, Н.А. Нагапетьянц, Ю.М. Неруш, Д.Т. Новиков, СВ. Носков, И.Н. Омельченко, Б.К. Плоткин, О.Д. Проценко, В.М. Пурлик, А.Н. Родников, В.Г. Санков, А.И. Семененко, В.И. Сергеев, А.А. Смехов, Л.А. Сосунова, В.Н. Стаханов, СА. Уваров, Н.Д. Фасоляк, В.П. Федько, В.В. Щербаков; зарубежные ученые Д.Д. Бауэрсокс, Р.Х. Баллоу, Дж. Вебер, Д.Л. Клосс, П. Коувелис, Э.Мате, Д. Тиксье, М. Фендер, Р. Эрнст, Г. Юнеманн; в области системных исследований НПО, нефтебазового хозяйства и АЗС: Ф.А. Давлетьяров, Ф.М. Кантор, В.Г. Коваленко, Л.А. Мацкин, А.Д. Прохоров, СР. Хабаров, З.Б. Халушаков, Д.И. Цагарели, И.Ю. Юсупов.
Анализ работ ученых и специалистов ведущих научных школ показывает, что в настоящее время отсутствует единый методологический
подход к формированию эффективного процесса НПО на основе принципов логистики.
Актуальность и недостаточная проработка отдельных аспектов логистического подхода, потребность практики в научном обобщении происходящих изменений в процессах НПО применительно к рыночным условиям определили выбор цели и задач настоящего диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке основных теоретических положений и соответствующих методических рекомендаций по обеспечению логистической поддержки предприятий в системе нефтепродуктообеспечения.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие научные задачи:
- выявить и провести анализ особенностей развития системы нефтепродуктообеспечения в структуре нефтепространства на современном этапе развития отечественной экономики;
- определить сущность логистики и её организующую роль в системе нефтепродуктообеспечения;
- обосновать логистические принципы организации потоковых процессов системы НПО, отличительной особенностью которой на современном этапе является минимизация издержек обращения, связанных с доставкой нефтепродуктов на АЗС (АЗК);
- провести сравнительный анализ известных методик определения потребности и размещения АЗС (АЗК) с позиций логистики в отдельном экономическом районе;
- выявить направления снижения транспортных расходов на доставку нефтепродуктов в системе НПО для отдельного экономического района;
разработать основные положения концепции логистической поддержки управления предприятиями нефтепродуктообеспечения;
- разработать методические рекомендации по оказанию сопутствующих сервисных услуг диверсифицированного ряда и определению их производственных и логистических ограничений на предприятиях нефтепродуктообеспечения (АЗС, АЗК) в отдельном районе.
Предметом диссертационного исследования являются логистические процессы поддержки предприятий системы нефтепродуктообеспечения в условиях их реструктуризации и диверсификации услуг.
Объект исследования: материальные, финансовые, информационные и другие потоки в системе НПО, а также акционерные объединения, предприятия нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, АЗС, АЗК) ТЭК страны (на примере предприятий ОАО «Башкирнефтепродукт»).
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды и публикации отечественных и зарубежных ученых в области экономики предприятия, логистики, маркетинга, менеджмента, реструктуризации предприятий и диверсификации услуг.
Исследование проводилось с использованием принципов системного подхода, методов экономико-математического моделирования, экономического, сравнительного и факторного анализа, логистического моделирования материальных и финансовых потоков в системе НПО, отражающих специфические особенности отрасли.
Информационную базу диссертационного исследования составили ретроспективные материалы бухгалтерской и управленческой отчетности о хозяйственной деятельности Туймазинского филиала ОАО «Башкирнефтепродукт», материалы Федерального агентства Российской Федерации по статистике, отдельных промышленных предприятий, а также данные, представленные в научной печати и на сайтах Internet.
Научная новизна диссертационного исследования определяется авторской постановкой проблемы, разработкой теоретических положений и соответствующих методических рекомендаций по обеспечению
логистической поддержки предприятий системы НПО, в условиях их реструктуризации и диверсификации услуг и заключается в следующих положениях:
- выявлены основные тенденции развития микрологистических систем НПО в России и за рубежом, позволившие сформулировать перспективные направления исследования, способствующие развитию теории логистики в области распределения (сбыта) нефтепродуктов;
- уточнен понятийный аппарат логистики в области организации нефтепространства и его составной части (замыкающего звена) — системы нефтепродуктообеспечения с учетом их реструктуризации и диверсификации деятельности предприятий (микрологистических систем) в условиях конкурентной среды;
определена сущность логистического подхода к системе нефтепродуктообеспечения с учетом основных тенденций развития нефтепространства, что дает возможность осуществления логистической поддержки предприятий системы НПО;
- обоснованы логистические принципы организации потоковых процессов системы НПО, отличительной особенностью которой на современном этапе является минимизация издержек обращения, связанных с доставкой нефтепродуктов на АЗС (АЗК);
- разработаны методические положения сквозной оптимизации размещения предприятий (АЗС, АЗК) и организации потоковых процессов на нефтебазах, АЗС, АЗК в рамках отдельного экономического района;
- предложены основные положения концепции логистической поддержки управления предприятиями системы НПО - нефтебазами, АЗС, АЗК - на базе их реструктуризации путем диверсификации и оказания сопутствующих сервисных услуг;
- даны методические рекомендации по определению направлений диверсификации деятельности микрологистических систем НПО путем их
10
сервисизации (выбора наиболее перспективных направлений развития сопутствующих сервисных услуг) в рыночной среде. На защиту выносятся:
1. Логистические принципы организации потоковых процессов системы НПО, отличительной особенностью которой на современном этапе является минимизация издержек обращения, связанных с доставкой нефтепродуктов на АЗС (АЗК).
2. Методические положения сквозной оптимизации размещения предприятий (АЗС, АЗК) и организации потоковых процессов в рамках отдельного экономического района.
3. Основные положения концепции логистической поддержки управления предприятиями системы нефтепродуктообеспечения на базе их реструктуризации путем диверсификации и оказания сопутствующих сервисных услуг в рыночной (конкурентной) среде.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена целью диссертационного исследования, новизной полученных результатов, использование которых в практике предприятий НПО (нефтебаз, АЗС, АЗК) способствует обеспечению их конкурентных преимуществ за счет комплексной логистической поддержки.
Научные результаты внедрены и использованы на предприятиях (в организациях) нефтяной отрасли Республики Башкортостан, в т.ч. в Туймазинском филиале ОАО «Башкирнефтепродукт».
Методические разработки автора используются в учебном процессе при подготовке студентов по специальности 351200 «Налоги и налогообложение».
Апробация работы. Основные теоретико-методологические положения диссертации рассматривались на научно-практических конференциях разного уровня, в том числе: на 54-й, 55-й и 56-й научно-технических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых (Уфа,
и
УГНТУ, 2003, 2004, 2005); на VIII Международной научно-практической конференции «Проблемы строительного комплекса России (Уфа, 2003); 2-й Международной научно-практической конференции «Новоселовские чтения» (Уфа, 2004); научно-практической конференции «Проблемы и методы обеспечения надежности и безопасности систем транспорта нефти, нефтепродуктов и газа» в рамках VI Международного конгресса нефтегазопромышленников России (Уфа, 2005), а также в ряде научных статей.
Публикации. Основное содержание диссертационной работы отражено в 16 научных и научно-технических публикациях, общим объемом 6,2 п.л. (в т.ч. авторских 3,1 п.л.).
Структура и объем диссертации. Диссертация стоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 181 странице, содержит 21 таблицу, 23 рисунка, список литературы включает 204 наименования
12
^ ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ЛОГИСТИКИ СИСТЕМЫ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Особенности использования теоретических положений логистики при формировании и развитии рыночной инфраструктуры нефтепространства
Содержание дефиниции «Логистика» в значительной мере обусловлено следствием функционального назначения логистики в каждом конкретном случае. Хотя история возникновения и развития логистики уходит далеко в прошлое, тем не менее, она является сравнительно молодой наукой.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность работы. Сбалансированность экономики во многом зависит от уровня развития системы транспортирования, хранения и распределения нефтепродуктов по iconБыстрый рост нефтяной промышленности требует соответственного развития...
Рациональные методы хранения и типы резервуаров позволяют сохранить качество нефти и нефтепродуктов и предотвратить потери и порчу...

Актуальность работы. Сбалансированность экономики во многом зависит от уровня развития системы транспортирования, хранения и распределения нефтепродуктов по iconОпыт развитых стран свидетельствует о том, что от развития автомобильной...
При этом важнейшими связующими звеньями между производством автомобилей и их эксплуатацией, а также существенными элементами, обеспечивающими...

Актуальность работы. Сбалансированность экономики во многом зависит от уровня развития системы транспортирования, хранения и распределения нефтепродуктов по iconКонтрольная работа по дисциплине: «Рынок ценных бумаг» на тему: «российский...
Решение данной проблемы в условиях рыночной экономики во многом зависит от способности ее финансовой системы обеспечить население...

Актуальность работы. Сбалансированность экономики во многом зависит от уровня развития системы транспортирования, хранения и распределения нефтепродуктов по iconАктуальность работы. Одной из особенностей нашего времени является...
Актуальность работы. Одной из особенностей нашего времени является общее ухудшение экологической ситуации, что требует высокого уровня...

Актуальность работы. Сбалансированность экономики во многом зависит от уровня развития системы транспортирования, хранения и распределения нефтепродуктов по icon1 Денежно-кредитная система: понятие, принципы организации 4
Актуальность данной работы выражается в том, что одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства...

Актуальность работы. Сбалансированность экономики во многом зависит от уровня развития системы транспортирования, хранения и распределения нефтепродуктов по icon3 введение
Состояние развития сферы услуг является индикатором развития экономики страны и благо- состояния её населения. В XXI веке важнейшим...

Актуальность работы. Сбалансированность экономики во многом зависит от уровня развития системы транспортирования, хранения и распределения нефтепродуктов по iconДиссертационной работы соответствует также «Приоритетным направлениям...
Актуальность работы. Уровень квалификации персонала (объем его знаний, навыков и умений) во многом определяет степень его защищенности...

Актуальность работы. Сбалансированность экономики во многом зависит от уровня развития системы транспортирования, хранения и распределения нефтепродуктов по iconОбщая характеристика работы актуальность темы исследования
История логики XX века во многом представляет собой историю развития теории логического вывода. Результатом развития теории логического...

Актуальность работы. Сбалансированность экономики во многом зависит от уровня развития системы транспортирования, хранения и распределения нефтепродуктов по iconАктуальность темы исследования. Практика реформирования национальной...
При этом реализация государственной экономической политики должна обеспечивать не только решение текущих задач социально-экономических...

Актуальность работы. Сбалансированность экономики во многом зависит от уровня развития системы транспортирования, хранения и распределения нефтепродуктов по icon3 введение
Качество реализации поставленных перед страной задач во многом зависит от личностной специфики субъектов политики, а также от уровня...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница