Скачать 138.7 Kb.
|
А.А. Кашкин - доктор педагогических наук, профессор, С.Н.Фролов - заслуженный тренер РФ, доцент, кафедры теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло Российского государственного университета физической культуры спорта и туризма. Учет возрастных особенностей развития занимающихся при планировании плавательной подготовки по зонам энергетического обеспечения в годичных циклах на этапе углубленной тренировки в ДЮСШ и СДЮШОР по водному поло. 1. Учебно-тренировочные группы третьего года обучения ^ У девушек в этом возрастном периоде очень высокими тепами прирастают показатели физического развития (длина тела, масса тела, ЖЕЛ), базовая выносливость на уровне максимального потребления кислорода (МПК), анаэробные возможности, максимальная сила, силовая выносливость. Средними темпами прирастают: базовая выносливость на уровне анаэробного порога (ПАНО), скоростно-силовые качества. К этому возрасту заканчивается активный прирост показателей характеризующих координационные способности (ловкость), подвижность в суставах (гибкость). Главными задачами при планировании тренировочных упражнений в плавательной подготовке являются:
- поддержание ранее достигнутых показателей координационных возможностей, подвижности в суставах и быстроты. У 14 летних юношей очень высокими темпами прирастают показатели физического развития (длина и масса тела, ЖЕЛ), базовая выносливость на уровне порога анаэробного обмена (ПАНО), базовая выносливость на уровне максимального потребления кислорода (МПК), силовая выносливость. Средними темпами прирастают анаэробные возможности, максимальная сила, скоростно-силовые способности, координационные способности (ловкость) и подвижность в суставах (гибкость). Следовательно, в этот период наиболее важными задачами общей и специальной физической и плавательной подготовки должны стать:
Начиная с этапа углубленной тренировки (учебно-тренировочные группы 3 года обучения) в годичном цикле подготовки выделяются три периода: подготовительный (фундаментальной подготовки), соревновательный (период основных соревнований) и переходный. ^ делится на два этапа: общеподготовительный и специально подготовительный. Задача периода состоит в создании прочной основы для будущих достижений, обеспечении разносторонней физической подготовленности и на этой основе совершенствования технико-тактической подготовленности. Подготовительный период для юношей и девушек 3-го года обучения может длиться в летне-осенний период с июля по ноябрь, в зимне-весенний период с января по апрель включительно. Основная направленность тренировки на общеподготовительном этапе характеризуется созданием и совершенствованием предпосылок, на базе которых достигается спортивная форма. Физическая подготовка общая и специальная направлена на повышение функциональных возможностей организма ватерполистов, путем всестороннего развития и совершенствования уровня физических качеств. У девушек развитие базовой выносливости на уровне МПК, анаэробных возможностей, максимальной силы, силовой выносливости; поддержание на высоком уровне ранее достигнутой выносливости на уровне аэробного порога (ПАО), анаэробного порога (ПАНО), скоростно-силовых качеств, совершенствование ловкости, гибкости. Техническая и тактическая подготовка направлены на восстановление двигательных навыков и тактических умений, их совершенствования и освоения новых приемов. У юношей основная направленность развитие базовой выносливости на уровне ПАНО и МПК, силовой выносливости, анаэробных возможностей, максимальной силы и скоростно-силовых способностей; поддержание на уровне ранее достигнутых значений работоспособности в аэробной зоне на уровне ПАО, координационных способностей (ловкости), подвижности в суставах (гибкости) и развития силы и силовой выносливости. Тренировочный процесс на специально-подготовительном этапе направлен на совершенствование спортивной формы: работоспособности и базовой выносливости на уровне МПК, анаэробных возможностей, работоспособности в анаэробной гликолитической и анаэробной алактатно-гликолитической зонах, специальной силовой подготовленности в воде, скоростно-силовых качеств. Совершенствуются физические качества и функциональные возможности с учетом специфики игровой деятельности. В этот период применяются тренировочные средства, направленные на совершенствование технико-тактической подготовленности, постепенно возрастает доля тренировочных игр. Главной задачей соревновательного периода (периода основных соревнований) является стабильное сохранение спортивной формы и достижение лучших спортивных результатов. Внутреннюю структуру тренировочного процесса определяет режим выступления на соревнованиях. Физическая подготовка направлена на обеспечение и удержание наивысшего уровня специальной работоспособности на протяжении всего периода. Задача поддержания базовой выносливости на уровне МПК и анаэробных возможностей, скоростно-силовых, силовых качеств и силовой выносливости, проявляемых в воде является одной из важных задач этого периода для юношей и девушек. Техническая подготовка имеет своей основной задачей устранение недочетов и совершенствование ранее изученных приемов, оправдавших себя на практике, совершенствование умений применять их в соревнованиях в различных игровых ситуациях и условиях. Тактическая подготовка должна обеспечивать высокий уровень тактического мышления игроков в различных ситуациях, их взаимопонимания в связках и звеньях, овладения игроками различными тактическими комбинациями, устранения выявленных в соревнованиях пробелов, уточнения взаимодействия игроков в стандартных ситуациях, подготовку команд к играм с конкретными соперниками. Переходный период разделяет циклы активной тренировочной деятельности и длится с момента окончания состязаний до начала тренировочных занятий в подготовительном периоде очередного цикла. В этих периодах осуществляется постепенный переход от нагрузок большого объема к менее интенсивным. Главная задача: создание оптимальных предпосылок для активных тренировок в новом, подготовительном цикле. В этом периоде происходит смена средств и методов, которые направлены на поддержание уровня физической подготовленности и снижения нагрузки на нервную систему. Этому способствует смена средств и методов, мест проведения занятий, разнообразие видов деятельности и лечебно-профилактические мероприятия. В планах годичных циклов* выделяются основные контрольно-педагогические тесты плавательной подготовки. Проплывание с наилучшей средней скоростью 2000м кролем для оценки работоспособности в аэробной зоне на уровне порога анаэробного обмена, проплывание кролем на груди 10х100м для оценки работоспособности на уровне МПК, кролем на груди 4х50м для оценки работоспособности в анаэробной алактатно-гликолитической зоне. Паузы отдыха в упражнениях 10х100м и 4х50м 10-20 сек. После каждого теста необходимо выполнить подсчет пульса по схеме: первое измерение 0-10 секундах после выполнения упражнения; второе измерение 30-40 с ; третье измерение 60-70с, для контроля за состоянием сердечно-сосудистой системы после каждого вида нагрузки. По динамике скорости плавания в каждом тесте в течение цикла подготовки и скорости восстановления частоты сердечных сокращений делается заключение о приспособительных механизмах и тренировочных сдвигах. Таблица 1. ^
При проплывании теста 4х50метров частота сердечных сокращений, измеренная в первые 10с после его выполнения служит оценкой реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Чрезмерно высокая 210 уд/мин и выше; высокая ЧСС – 198-204 уд/мин (33-34 за 10с); нормальная реакция ЧСС -180-192 уд/мин(30-32 за 10с); низкая ЧСС 168-174 уд/мин (28-29 за 10с) и очень низкая 162 уд/мин и ниже (27 уд за 10с). 2. Учебно-тренировочные группы четвертого года обучения ^ У девушек 15 лет высокими темпами прирастают масса тела, ЖЕЛ, анаэробные возможности, максимальная сила и силовая выносливость. Средними темпами увеличивается базовая выносливость на уровне МПК, анаэробные возможности и силовая выносливость. К этому возрасту наблюдается снижение активного роста тела в длину, снижение уровня прироста координационных способностей, подвижности в суставах, базовой выносливости на уровне анаэробного порога (ПАНО) и максимального потребления кислорода (МПК), быстроты, максимальной силы и скоростно-силовых качеств. Следовательно, одной из ведущих задач общей и специальной физической подготовки на этом этапе многолетней тренировки ватерполисток будет:
анаэробных возможностей, развитие максимальной силы и силовой выносливости;
Выполнение третьей задачи связано с трудностями, поскольку в этот возрастной период значительно увеличивается вес тела, следовательно, происходит естественное снижение экономичности в зоне ПАО и ПАНО. У юношей в этом возрасте очень высокими темпами прирастают длина и масса тела, анаэробные возможности, максимальная сила, силовая выносливость и скоростно-силовые способности. Высокие темпы прироста наблюдаются в показателях ЖЕЛ, базовой выносливости на уровне анаэробного обмена (ПАНО). В 15 лет средними темпами возрастает базовая выносливость на уровне максимального потребления кислорода (МПК), и заканчивается активный прирост в развитии координационных способностей, подвижности в суставах и быстроты. Таким образом, на этом этапе многолетней подготовки ватерполистов-юношей, одной из главных задач общей и специальной физической подготовки является:
На 4-ом году обучения, у юношей и девушек в годичном цикле подготовки выделяются два макроцикла*: летне-осенний (27 недель) и зимне-весенний (25 недель). Поскольку подготовительные периоды летне-осеннего и зимне-весеннего циклов достаточно продолжительны для формирования функциональной базы, планируются упражнения для совершенствования работоспособности в аэробной (на уровне ПАО, ПАНО и МПК) зоне, совершенствования силовых и скоростно-силовых качеств. Во время специального этапа решается задача сохранения этой работоспособности, совершенствование выносливости в анаэробной-гликолитической и анаэробной алактатно-гликолитической зонах. В соревновательном периоде: совершенствования и удержания на высоком уровне выносливости в смешанной аэробно-анаэробной и анаэробной гликолитической и алактатно-гликолитической зонах. Основными тестирующими упражнениями по зонам мощности являются: 3000м – аэробная работоспособность в зоне ПАО; 2000м – аэробная работоспособность в зоне ПАНО; 10х100м или 1000м аэробная способность на удержание МПК; 4х50м (или 200м) анаэробная способность в анаэробной гликолитической зоне; 50м – анаэробная способность в анаэробной алактатно-гликолитической зоне; 20х15м (отдых 5-10 с)- способность удерживать максимальную скорость без ее снижения с ростом утомления. После всех видов тестов определяется скорость восстановления ЧСС. Пульс измеряется по схеме с 0 по10 секунду после выполнения упражнения; с30 по 40с; с60 по70с. Сложение и удвоение этих величин используется для оценки скорости восстановления ЧСС и реакции ССС на нагрузку данной мощности. По средней скорости проплывания контрольно-педагогических тестов и скорости восстановления ЧСС составляется оценка индивидуальной подготовленности по зонам энергетического обеспечения. Таблица 2 ^
3.Учебно-тренировочные группы пятого года обучения ^ У девушек в 16-17 лет прекращается активный рост тела в длину, а также прирост показателей характеризующих увеличение подвижности в суставах, координационных возможностей, базовой выносливости на уровне порога анаэробного обмена (ПАНО), базовой выносливости на уровне максимального потребления кислорода (МПК), снижаются темпы прироста анаэробных возможностей, проявления максимальной силы, силовой выносливости, быстроты и скоростно-силовых способностей. Продолжается активно прирастать показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Планирование тренировочной нагрузки в годичном цикле связанное с ростом уровня физических качеств, проявляемых на суше и в воде, развитие выносливости и аэробных и анаэробных возможностей строится с учетом необходимости приобретения спортивной формы в определенный период. Деление годичного цикла подготовки на периоды и этапы, осуществляется исходя из закономерностей приобретения спортивной формы с учетом фазового характера ее приобретения, сохранения и временной утраты. Основные задачи, которые решаются средствами плавательной и физической подготовки в этот период многолетней тренировки в водном поло у девушек: - Поддержание базовой выносливости в аэробной зоне на уровне порога аэробного обмена (ПАО); - Поддержание на максимально высоком уровне базовой выносливости на пороге анаэробного обмена (ПАНО) и на уровне максимального потребления кислорода (МПК); - Совершенствование анаэробных возможностей и выносливости в анаэробной и смешанной анаэробно-аэробной зонах; - Совершенствование максимальной силы, силовой выносливости и скоростно-силовых способностей проявляемых на суше и в воде. У юношей до 17 лет продолжается активный рост тела в длину и значительный прирост массы тела и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Высокими и очень высокими темпами в этот период биологического развития возрастают показатели, характеризующие уровень анаэробных возможностей, максимальной силы, силовой выносливости и скоростно-силовых возможностей. Основные задачи плавательной и физической подготовки в этот период: - Поддержание на высоком уровне базовой выносливости на пороге анаэробного обмена (ПАНО) и базовой выносливости на уровне максимального потребления кислорода (МПК); - Совершенствование анаэробных возможностей и выносливости в анаэробной и смешанной анаэробно-аэробной зонах; - Совершенствование максимальной силы, силовой выносливости и скоростно-силовых способностей проявляемых на суше и в воде. Методика планирования специальной физической и плавательной подготовки в годичном цикле тренировки у юношей связана не только с периодичностью приобретения, сохранения и временной утраты спортивной формы, но и с развитием анаэробных возможностей, силовых и скоростно-силовых качеств, силовой выносливости которые в этом возрасте совпадают с «чувствительным» периодом естественного прироста этих показателей. В годичных планах-графиках* тренировки ватерполистов рекомендуется применение тестов по оценке плавательной подготовки в разных зонах энергетического обеспечения. Тесты характеризующие: уровень базовой выносливости в аэробной зоне на уровне порога аэробного обмена – 2000м; базовую выносливость на уровне максимального потребления кислорода – 10х100м (или 400,800м); анаэробные возможности (4х50 или 200м). Для оценки реакции ЧСС на нагрузку пульс измеряется пальпаторно или с использованием пульсометров, сразу после окончания упражнений по схеме: 0-10с;30-40с;60-70с. По динамике скорости плавания, реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку и по скорости восстановления ЧСС в период отдыха можно оценивать тренировочный эффект проделанной работы за период подготовки. Таблица 3^ по удвоенной сумме 3-х измерений пульса в период восстановления (уд/мин)
* Примерное построение и планы годичных тренировочных циклов, распределение тренировочных упражнений плавательной подготовки по зонам мощности подробно представлено в методическом пособии «Планирование плавательной подготовки в годичных циклах на этапах многолетней тренировки в ДЮСШ и СДЮШОР»,2007 г. |
![]() | Авторы: С. А. Гуцанович, заведующий лабораторией математики и естественно-научного образования нио, доктор педагогических наук, доцент;... | ![]() | В. П. Савин, доктор пед наук, профессор кафедры теории и методики хоккея ргуфк, заслуженный работник физической культуры РФ |
![]() | Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент Г. Ф. Михальченко; кандидат психологических наук, доцент П. А. Ковалевский; доктор... | ![]() | ... |
![]() | Программу разработал Захаров А. А. – заведующий кафедрой теории и методики велосипедного спорта и триатлона ргуфк, кандидат педагогических... | ![]() | Мглу — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заведующая кафедрой эстетического воспитания... |
![]() | Горьковая Ирина Алексеевна, профессор, доктор психол наук, зав кафедрой правовой психологии Санкт-Петербургского Юридического института... | ![]() | Козляков Владимир Егорович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории Беларуси и политологии Учреждения образования... |
![]() | Управления делами Президента рф: профессор кафедры д м н. Д. А. Затейщиков, доцент кафедры к м н. Е. Н. Данковцева, ассистент кафедры... | ![]() | Рао, доктор педагогических наук, профессор, зав. Нии общего Образования Российского государственного педагогического университета... |