Скачать 2.23 Mb.
|
Утверждена Утверждена педагогическим советом школы приказом директора школы протокол № 6 от «21» мая 2011г. от «21» мая 2011г. № 102 Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 40» городской округ Первоуральск СОДЕРЖАНИЕ
^ Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Основная общеобразовательная школа №40» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и рассчитана на 4 года. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования достигается благодаря эффективному УМК. Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» является «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительного и бережного к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества». Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа России»: - Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника. -Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира. -Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к её природе, истории, культуре. - Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде. -Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям. ^ -Значительный воспитательный потенциал. -Выстроенный потенциал для включения младших школьников в учебную деятельность. -Возможности для дифференцированного и личностно – ориентированного образования школьников. -Преобладание проблемно – поискового метода обучения. -Практическая направленность содержания материала с опорой на социальный опыт обучающегося. -Творческие, проектные задания, учебные диалоги. -Возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира. -Возможности для разнообразия организационных форм обучения, в том числе с использованием электронных ресурсов. Целевая установка УМК «Школа России» и его ведущие задачи соотносятся с современным национальным воспитательным идеалом, сформированным в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и с личностными характеристиками выпускника («портрет выпускника начальной школы»), сформулированный в ФГОС. ^ Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде основополагающих принципов: 1. Принцип деятельности. 2. Принцип целостного представления о мире. 3. Принцип преемственности. 4. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. 5. Принцип творчества. 6. Принцип психологической комфортности. 7. Принцип вариативности. Перечисленные дидактические принципы необходимы для реализации современных целей образования. Муниципальное общеобразовательное учреждение является школой сельского типа. Образовательная программа рассчитана на обучающихся от 6,5 – 11 лет проживающих на территории населённых пунктов: поселок Вересовка, село Битимка, деревня Коновалово, деревня Крылосово, деревня Перескачка, деревня Макарово, деревня Черемша. Уровень жизни семей из отдаленных деревень находится на низком уровне. У большинства семей нет возможности приобретения компьютеров, нет условий выхода в сеть Интернет. Образовательное учреждение является единственным информационным центром. Поэтому одним из приоритетов реализации данной основной образовательной программы начального общего образования является развитие информационных технологий и создание информационной образовательной среды. Эффективность реализации основной образовательной программы начального общего образования обеспечивается информационно-образовательными ресурсами, которые дают школе возможность входить в единую информационную среду, иметь доступ к любым видам информаций, необходимых для достижения целей данной образовательной программы, ограничивать доступ к информации, несовместимой с задачами духовно – нравственного развития обучающихся, обеспечивать необходимый документооборот. В МОУ «ООШ №40» есть компьютерный класс, в котором имеется локальная сеть и выход в сеть Интернет. Педагоги и учащиеся имеют возможность использовать в образовательном процессе интерактивную доску и медиатеку. Основная образовательная программа начального общего образования ориентируется на поликультурный контингент обучающихся и родителей. В МОУ «ООШ №40» обучаются дети разных национальностей. Поэтому на всех предметах и во внеурочной деятельности осуществляется диалог культур, реализуемый через содержание программного материала, уклад школьной жизни, организацию полноценного поликультурного общения. Специфика контингента обучающихся определена тем, что лишь 20% обучающихся посещали дошкольное учреждение. Только 2% родителей имеют высшее образование. Лишь незначительная часть семей осуществляла подготовку детей к школе. Поэтому не все дети, начинающие обучение в начальной школе, имеют адекватную мотивацию к учебной деятельности, навыки самоорганизации, достаточное развитие мыслительных операций, мелкой моторики, обладают произвольным вниманием. При определении стратегических характеристик основной образовательной программы начального общего образования учтены существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связаны с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Ежегодно в школу поступает ряд обучающихся, в семьях которых родители имеют вредные привычки, дети растут на отрицательном примере. Поэтому миссия школы – духовно – нравственное воспитание обучающихся, укрепление их физического и духовного здоровья. В связи с этим, МОУ « ООШ№40» ведет обучение по УМК «Школа России», в которой прослеживается высокий воспитательный потенциал. Учебники обеспечивают психологическую комфортность, повышение учебной мотивации, дифференциацию и индивидуализацию, развитие личностных результатов. В содержание учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Исходя из миссии школы, во внеурочной деятельности учтены школьные традиции внеклассной и воспитательной работы, сотрудничество с социальными партнерами(дворовый клуб «Вереск», ДК села Битимка, клуб – библиотека п.Вересовка, СХПК «Битимский», психоинтернат п.Билимбай, сельское территориальное управление), шефство над ветеранами войн и тружениками тыла. Школа активно привлекает к участию в воспитательном процессе родителей, пропагандируя лучшие семейные традиции и нормы здорового образа жизни. Педагогический коллектив начальной школы, обеспечивающий реализацию данной образовательной программы, состоит из 8 человек, из них 75% имеют высшее профессиональное образование, прошли курсовую подготовку и аттестованы. Для учебного процесса оборудованы 2 учебных кабинета с мультимедийной техникой в соответствии с требованиями ФГОС. ^ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования. В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования относятся: -Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. -Метапредметные результаты – освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных). -Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфический для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. ^ 1) формирование основ российской гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. ^ 1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям; 11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12)определение общей цели и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. ^ с учетом специфики содержания предметных областей прописываются в рабочих программах отдельно по каждому предмету. ^ Учебный план составлен на основе нормативно – правовых документов федерального уровня. Режим работы образовательного учреждения – 6 – дневная учебная неделя. Для обучающихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом 90 календарных дней. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность обучения в 1 классе первом полугодии (в сентябре, октябре - по з урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый); во 2-4 классах – по 40 минут.
^ Цель – создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно – нравственных ценностей и культурных традиций. В основу организации внеурочной деятельности положено соблюдение следующих принципов: - добровольности; - гуманистической направленности (учет интересов и потребностей детей); - системности; - успешности и социальной значимости; - креативности; - вариативности (разнообразие видов, форм); - нравственного примера педагога; - социально – педагогического партнерства; - индивидуально – личностного развития; - деятельностного подхода. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования в 1 классе организуется внеурочная деятельность по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Обучающимся предоставляется возможность выбора занятий внеурочной деятельности, направленных на их развитие. Реализация программы занятий внеурочной деятельности в первом классе осуществляется через проведение классных часов (кружков, секций). Результатом освоения программ внеурочной деятельности должно стать личностное развитие ученика, которое проходит по трем уровням: 1 – ый уровень: приобретение школьником социальных знаний; 2 – ой уровень: развитие позитивных отношений к базовым общественным ценностям; 3-ий уровень: накопление опыта самостоятельного ценностно – ориентированного социального действия. Внеурочная деятельность организована с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта:
Виды деятельности, используемые во внеурочной деятельности:
|
![]() | Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Локшинская средняя... | ![]() | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования |
![]() | Рф «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя... |
![]() | Моу «Староборискинская средняя общеобразовательная школа» соответствует современным требованиям, предъявляемым к качеству начального... | ![]() | Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373; на основе анализа деятельности образовательного... |
![]() | Паспорт основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения | ![]() | Утверждено на заседании Управляющего Совета Обсуждено и принято на Педагогическом Совете |
![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пристанинская основная общеобразовательная школа» | ![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пристанинская основная общеобразовательная школа» |