Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика




Скачать 140.28 Kb.
НазваниеРазвивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика
страница1/2
Дата публикации02.05.2013
Размер140.28 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Военное дело > Документы
  1   2
Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика.

(слайд 1)
За прошедшее десятилетие в образовательной системе России произошли кардинальные изменения: на смену унифицированному монолиту советской школы пришло вариативное образование. Школы, учителя, родители получили закрепленное право на выбор программ, учебников, образовательных технологий. Одним из самых значительных явлений в современном образовании России стало распространение идей развивающего обучения. В педагогическом обиходе утвердилось понимание развивающего обучения как качественно нового типа обучения, представленного образовательными концепциями, программами, технологиями нового поколения, приоритетной целью которых является психическое и личностное развитие детей при обучении, а реализуемые в них разные подходы к развитию ребёнка в процессе обучения основывается на общих теоретических позициях – на идеях культурно-исторической теории Л.В.Выготского, в частности о ведущей роли обучения в психическом развитии личности, об актуальном уровне и зоне ближайшего развития ученика, об условиях эффективного влияния обучения на развитие.

(слайд 2)

Л.В.Выготский писал: «Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии»

(слайд 3)

На сегодняшний момент существует такие образовательные системы: традиционная, развивающая система Эльконина – Давыдова и развивающая система Л.В.Занкова.

Что же такое развивающее обучение? И.С.Якиманская дает следующее определение: «Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение».

(слайд4)

  • ^ Система Л.В.Занкова

Основная направленность системы – достижение оптимального общего развития младших школьников. В связи с этим для всестороннего развития одинаково важны все учебные предметы. Результат достигается использованием новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методикой – открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов.

(слайд 5)

  • ^ Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Основное в концепции данной системы – ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. В результате чего ученик должен стать заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивная, исследовательская по характеру.
Система развивающего обучения есть целостная совокупность взаимодействующих между собой компонентов процесса обучения, сконструированная с целью развития личности учащегося, превращая его в субъект учения и собственной жизни. Это – обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ребёнка как личность, живущую сегодня, и создаёт максимум благоприятных условий для ее развития. Понимая и принимая развивающее обучение как систему, определим цель – метод обучения – принципы.

(слайд6)

^ Целью развивающего обучения является достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, для превращения ученика в учащегося, в человека, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Ребенок в роли субъекта учиться не потому, что учитель так сказал и потребовал, а потому, что это нужно ему самому. Стать субъектом обучения можно только в том случае, если ученик способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач, а не тогда, когда это обеспечивает учитель. В развивающем обучении цель и результат заключаются не в изменении предмета, с которым действует ученик, а в изменении последним самого себя в ходе учебной деятельности. Психологи полагают, что характерными чертами субъекта учения являются:

(слайд 7)

    • внутренняя свобода личности ребенка

    • умение свободно объяснять свои действия

    • умение критически их оценивать

    • способность при известных условиях отказываться от сложившихся догм и правил

    • умение оценивать свои возможности, рефлексировать свои действия, способность самостоятельно решать учебные задачи

В разработке развивающей системы обучения Л.В.Занков исходил из положения Л.Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Заслуга Занкова в том, что он показал, каким должно быть обучение, чтобы оно могло вести за собой развитие.

Общее развитие в рамках экспериментальных работ рассматривалось как развитие способностей. А именно:

(слайд 8)

    • развитие наблюдательности – умение воспринимать явления, факты

    • развитие отвлеченного мышления – способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению

    • развитие практических действий, умения создать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление

Система обучения, направленная на общее развитие школьников, основывается на следующих дидактических принципах:

(слайд 9)

    • обучение на высоком уровне трудности при соблюдении меры трудности

    • ведущая роль теоретических знаний в обучении

    • осознание учащимися процесса обучения

    • быстрый темп изучения материала

    • работа над развитием всех учащихся - как сильных, так и слабых

(слайд 10)

Решающая роль принадлежит принципу обучения на высоком уровне трудности, хотя сторонники традиционной системы до сих пор его критикуют. Нельзя принимать этот принцип прямолинейно, только как увеличение тяжести, трудности учения. Этот принцип предусматривает, прежде всего, организацию такой учебной деятельности коллектива, которая ведет к решению тех проблем, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить с помощью учителя и соучеников. Обучение строиться на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка, обеспечить поддержку его способностей и учебных возможностей (мера трудности).Такой род деятельности способствует активизации всех имеющихся у учеников знаний о предмете изучения, воспитывает и развивает наблюдательность, самоконтроль. Вместе с этим повышается и общий эмоциональный фон процесса учения. Кому же не нравиться чувствовать себя умным и умеющим добиваться успеха!

  • Познавательная деятельность строится не от простого к сложному, а от сложного к простому (от какой-то незнакомой ситуации через коллективный поиск к её разрешению)

(слайд 11)

Характер трудности очерчен и самостоятельным открытием «теоретических закономерностей», что и подчеркивается другим требованием системы – принципом ведущей роли теоретических знаний, который нацеливает не на простое заучивание формулировок, терминов, правил, а на осознание внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами, ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому.
^ Условия реализации:

      • выдвижение на первый план познавательной стороны обучения;

      • устремленность на раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами;

      • определение уровня теоретической готовности каждого ребёнка перед изучением нового материала


Принцип ведущей роли теоретических знаний означает, что формирование фактических, прикладных знаний и умений происходит на базе глубокого осмысления научных понятий, отношений, зависимостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего развития.

(слайд 12)

Высокий уровень трудности связан и с принципом обучения быстрым темпом. Л.Занков писал: «Торопиться надо не спеша». Суть этого принципа состоит не в увеличении объёма упражнений, а в постоянном обогащении ума школьника разносторонним содержанием, включением новых и старых сведений в систему знаний. (в противовес – топтание на месте, однотипные упражнения при прохождении одной темы.)

Этот принцип отвечает потребностям детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Процесс познания в развивающей системе строиться так, что более быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвращением к пройденному. Как показывают результаты, качество усвоения знаний при таком построении обучения не снижается, а повышается при большой экономии времени. Быстрый темп не рассчитан на формирование развития, оно создает условия для пробуждения зреющих сил в ребенке.
^ Условия реализации:

    • постоянное движение вперед в освоении учебного материала;

    • непрерывное обогащение, обновление содержания умственной деятельности, что является также условием осмысления изучаемого материала, условием раскрытия разных сторон приобретаемых знаний;

    • многократное оперирование одним и тем же материалом в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала (реализация методического свойства процессуальности).

(слайд 13)

^ Принцип осознания процесса учения при всей близости не совпадает с общепринятым принципом сознательности. Требуется научить школьников осознавать не только объект деятельности – сведения, знания, умения, но и процесс овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способы и операции.
^ Условия реализации:

  • обучение строится так, чтобы школьники осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь изучаемых понятий, необходимость заучивания отдельных правил и источники ошибок при их использовании;

  • объектом осознания должен стать процесс овладения знаниями, умениями и навыками;

  • обучение организуется таким образом, чтобы школьники осознавали ценность, значение знаний как с общечеловеческой, так и с личной, индивидуальной точки зрения

  • формирование навыков самоконтроля и самооценки (самостоятельная выработка учениками критериев оценки выполненной работы; оценка ребенком уровня трудности заданий; анализ своего знания – незнания, умения – неумения, анализ путей достижения результата и т.д.)


(слайд 14)

^ Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся класса, включая и слабых ( с соблюдением требования постоянной заботы о психическом и физическом здоровье каждого ребенка) подтверждает высокую гуманную направленность развивающего обучения.

Этот принцип влияет на характер взаимоотношений учителя и учащихся: учитель принимает ученика таким, каков он есть. Все дети если у них нет каких-либо патологических отклонений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно. Поэтому слабые и сильные ученики должны учиться вместе. Если в классе 26 человек, то для учителя это 26 разных по развитию учащихся, а не три группы (сильных, слабых, средних). Именно эта позиция позволяет определять успешность формирования мотива учения у всех школьников. Каждому ребенку предоставляется возможность на уровне его творческих способностей и личного опыта вести наблюдения, выделять главное, делить на группы, дополнять и исключать предметы на основании выделенного признака, анализировать явления.

Условия реализации:

      • выявление и учет индивидуальных различий между детьми;

      • обеспечение каждому ребенку возможности продвигаться в развитии в соответствии со своими исходными данными, а не только подтягиваться до какого-то извне заданного уровня


Эти принципы действуют только в комплексе в целой системе обучения, направленной на общее развитие. Этим принципам свойственна, в первую очередь, направляющая и регулирующая роль в обучении. Как отмечал Занков: «дидактические принципы и положения – это уровень абстракции, от которой, как показывает школьная действительность, нет прямого перехода к каждодневной работе учителя, и лишь методика доводит дидактическое содержание до учителя, до детей.». На основании этого положения были разработаны, так называемые типичные педагогические (методические) свойства, имеющие универсальный характер, в том смысле, что эти свойства в равной мере присуще всем учебным предметам.

(слайд 15)

Этих свойств четыре: многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность.

(слайд 16)

Многогранность методических приемов. Раскрывая содержание данного свойства, Занков подчеркивал, что методические приемы должны быть представлены средствами, направленными на развитие различных сторон психической деятельности учащихся, не только на развитие их интеллекта, но и на вовлечение в сферу учения эмоций, на развитие духовных потребностей, в первую очередь, потребности в познании. При этом очень важен характер самих эмоций: учителю нужно всячески поощрять и культивировать такие эмоции, как восхищение, интеллектуальное наслаждение, радость, сочувствие. «Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но и обладают созидающей силой» (Л.В. Занков)

(слайд 17)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика iconПартнерство семьи и школы
Учителя и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и...

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика iconИндивидуальная карта ученика
Учебная мотивация ученика и его возможности: интерес к занятиям и учёбе, возникновение усталости, восприятие помощи учителя

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика iconЛитература предисловие
Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие....

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика iconЭлектронный дневник ученика; электронный журнал учителя; расписание учителя
Настоящий документ является руководством по запуску проекта «Дневник ру» в образовательном учреждении (далее оу)

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика iconЭлектронный дневник ученика; электронный журнал учителя; расписание учителя
Настоящий документ является руководством по запуску проекта «Дневник ру» в образовательном учреждении (далее оу)

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика iconТема: «Организация индивидуальной и групповой работы на уроке»
«Психологическое обучение учителя: изучение диагностик и внедрение их в практику работы учителя»

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
«Об итогах проведения методической выставки «Мастерство учителя – успех ученика» в 2010 -2011учебном году»

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика iconРешение образовательных задач фгос с применением современных технических...
Ерный класс для начальной школы, состоящий из портативного компьютера учителя RoverBook Neo 601 с модемным портом rg-11, портативные...

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика iconСоздание условий для развития личности учителя и ученика в едином...
Составление статистических отчетов по учащимся и сотрудникам (ош-1), тарификации, комплектование классов с 1 по 11-й

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика icon6. Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса....
Сть учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности. Обучение – процесс, протекание...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница