Требования к реализации дидактической задачи урока




Скачать 101.65 Kb.
НазваниеТребования к реализации дидактической задачи урока
Дата публикации26.05.2013
Размер101.65 Kb.
ТипУрок
www.vbibl.ru > Военное дело > Урок
Особенности реализации этапов современного урока


п/п

Этапы

Дидактические задачи

Содержание этапа

Условия достижения положительных результатов

Показатели выполнения дидактической задачи урока

Требования к реализации дидактической задачи урока

Способы активизации на уроке

Ошибки, допускаемые при реализации

1


Организация начала занятия

Подготовить учащихся к работе на занятии, определить цели и задачи урока

Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

Кратковременность организационного момента.

Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность.

Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.

Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность

2


Всесторонняя проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, выявив их причины, совершенствовать ключевые ученические компетентности.

Проверка различными методами степени усвоения заданного на дом материала; определение типичных ошибок и выяснение их причин; ликвидация обнаруженных недочётов; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценивание.

Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.


Проверка учителем за короткий промежуток времени (5-7 минут) уровня знаний большинства учащихся, а также выяснение их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать знания на практике. Возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков. Рецензирование ответов учащихся; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Обучающий характер опроса, доминирующий характер поисковых и проблемных заданий. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Осознанность деятельности учащихся; привлечение учащихся к исправлению ошибок.

Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами самообразования.

Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов при оценивании

3


Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала



Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.

Умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала.

Способы мотивации, аттракции, определение значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы.

Пренебрежение данным этапом урока приводит к отсутствию мотивации учебной деятельности учащихся.

4


Усвоение новых знаний и способов действий

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же сформулировать основные правила, принципы, законы. Обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминание учащимися знаний, усвоение способов действий, связей и отношений в объекте изучения


Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, запоминания и первичной систематизации и обобщения этого материала учащимися.

Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений, фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, обобщающих таблиц, тезисов конспекта. .

Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Постановка перед учащимися проблемной ситуации, использовании метода эвристической беседы. Использование самостоятельной работы учащихся, различных приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации)

Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Использование компьютерной техники

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является также правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения.

Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала

Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Использование мультимедийных средств для обеспечения наглядности

Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения

5

Первичная проверка понимания учащимися нового материала

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция


Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала. Постановка вопросов по содержанию новых понятий, на установление связи между изучаемыми фактами, на выявление закономерностей.

Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.


Осознанность нового материала большинством слабых и средних учеников,

устранение пробелов в понимании учащихся нового материала

Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся

Вопросы предлагаются в той последовательности что и изучение нового материала.

6


Закрепление знаний и способов действий


Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации



Самостоятельная работа учащихся по новому материалу.

Выполнение заданий на закрепление полученных знаний и умений в стандартных и нестандартных ситуациях.


Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний


Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся.


Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий

Разнообразие заданий, их практическая направленность

Задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. Упор делается не на главном.

7


Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей


Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостную систему знаний учебного предмета. Составление схем, таблиц, выполнение проектов и т.п.

Умение учителя ставить вопросы, давать задания направленные на обобщающую деятельность учащихся по включению частей знаний в целостную систему.

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

Развитие общеучебных умений, развитие творческого и критического мышления

Разнообразие заданий, их творческая направленность

Учитель самостоятельно делает обобщающие выводы, предлагает готовые классификации, не привлекая учащихся к осмыслению связи между понятиями.

8


Контроль и самопроверка знаний

Глубокая всесторонняя проверка качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Выявление пробелов в знаниях и обеспечение их коррекции. Стимулирование учащихся к самообразованию

Проверка качества учебных достижений, проверка уровня формирования общих учебных умений, определение положительных и отрицательных сторон в знаниях. Рекомендации учащимся по устранению пробелов в знаниях.

Использование дополнительных заданий для проверки осмысленности знаний, использование нестандартных ситуаций. Опора на помощь учащихся при взаимопроверке или рецензировании ответов.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Всесторонность проверки учебных достижений. Рецензирование ответов учителем или учащимися, конкретность предложений по устранению пробелов в знаниях.


Передача учащимся функций учителя при организации взаимопроверки и самопроверки.

Использование контроля только для оценивания учебных достижений без проведения коррекции усвоенных знаний

9


Подведение итогов занятия и рефлексия


Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Стимулировать учащихся к осознанию основных этапов, способов собственной учебной деятельности, ее целей и результатов.


Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках


Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке собственной деятельности и ее результатов.

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Окончательное присвоение приобретенных знаний учащимися.

Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей

Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем

Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения

10


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, проверка соответствующих записей.


Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать краткие указания по порядку выполнения.

Успешное выполнение домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их развития.


Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию

Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов)

Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения


Гостиннікова О.М., 725-25-11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Требования к реализации дидактической задачи урока iconУрока Тема урока Требования к уровню
Планирование занятий по русскому языку в 6 классе на I полугодие (экстернат 20 часов)

Требования к реализации дидактической задачи урока iconУрока требования к современному уроку
Этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?

Требования к реализации дидактической задачи урока iconУрока технологии. Тема урока : «Новая школьная форма»
Обучающая – научить решать творческие задачи по конструированию одежды методами триза в малых группах

Требования к реализации дидактической задачи урока iconУрока: гидролиз солей. Тип урока
Наш сегодняшний урок мы начнем с решения задачи, текст которой вы видите на своих столах (приложение №1). Внимательно прочитаем и...

Требования к реализации дидактической задачи урока iconСамоанализ урока
Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный...

Требования к реализации дидактической задачи урока iconТема урока Сағат саны
Существенные и несущественные факторы. Процесс формализации. Понятия хорошо и плохо поставленной задачи. Место формализации в постановке...

Требования к реализации дидактической задачи урока iconГлобализация Специальности «Менеджмент»
Введение. Задачи курса. Структура курса. Требования к преподавателю. Требования к студентам

Требования к реализации дидактической задачи урока iconОсновные требования к анализу урока

Требования к реализации дидактической задачи урока iconУрок «Особые свойства серной кислоты». Форма урока
Учитель: тема урока «Особые свойства серной кислоты». Ребята, а какие задачи вы для себя ставите на уроке? (слайд №2)

Требования к реализации дидактической задачи урока iconУрока Тема урока № урока в разделе
Экспериментальный и теоретический методы изучения природы Измерение физической величины

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница