Скачать 395.83 Kb.
|
Выступление на республиканском семинаре «Современный урок: теория, технологии, модели» учителя иностранных языков Голуб Натальи Владимировны по теме «Развитие познавательных УУД на уроках иностранного языка» Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий. УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. К функциям универсальных учебных действий относятся: • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области. Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г.Асмолов). В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока: I.личностный; II.регулятивный (включающий также действия саморегуляции); III.познавательный; IV.коммуникативный. Рассмотрим подробнее формирование познавательных УУД. В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст. ^ включают: - общеучебные, - логические, - постановку и решение проблемы. Одним из способов формирования познавательных УУД является использование проектной деятельности учащихся на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, развивает общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся. При сравнении с этапами работы над проектами мы можем наблюдать сходство решаемых задач. Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.
Усовершенствование методической работы по формированию познавательных УУД заключается - во включении учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе - творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе - исследовательские, информационные, социально значимые проекты); - в разработке критериев с целью создания условий для развития коммуникативной активности учащихся. Критерии при работе над проектом:
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы. Внешний результат (предметные метредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОСов и формирования УУД учащихся. Работа в группах способствует усилению мотивации учения, созданию комфортной среды, облегчает формирование коммуникативной компетенции и стимулирует речевое творчество. Ответственность за выполнение задания в группе способствует воспитанию самостоятельности учащихся, дает возможность научиться планировать свою работу: определять цели, запрашивать дополнительную информацию добывать ее самостоятельно из разных источников, анализировать сделанное, планировать работу и оценивать результат. Совместная работа развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Они обучаются этике дискуссионного общения на ИЯ (коммуникация). Воспитывается целеустремленность, ответственность умение отстаивать свое мнение. Происходит рефлексия собственного развития личности учащегося (саморазвитие). При коллективной рефлексии сталкиваются разные точки зрения и оценки. Литература
Выступление Готовцевой Е.П. по теме «Внеурочная деятельность в условиях интеграции основного и дополнительного образования» Модернизация образования и введение образовательных стандартов нового поколения уже изначально предполагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ст. 19.3), предусматривающем включение внеурочной деятельности в основную образовательную программу, и требующем включения состава и структуры направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения) в учебный план. Внеурочная деятельность должна быть организована по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в отличных от урочной формах. В начале прошлого перед нами стояла задача: деление учащихся на группы во внеурочной деятельности. В начале учебного года в нашей школе проводится анкетирование родителей первоклассников «Анкета для определения способностей вашего ребенка». Родителям предлагается по пятибалльной системе оценить характеристики следующих способностей: способности детей к научной деятельности, музыкальные способности, технические способности, литературное дарование, артистические способности, способности к спорту, интеллектуальные способности, художественные способности. По итогам анкетирования дети делятся на группы, так же учитывается мнение детей, которым предлагается перечень кружков, которые будут действовать в школе с краткой характеристикой. В процессе составления расписания мы столкнулись со следующей проблемой: не соответствие продолжительности занятий по САНПИНам школы и доп. образования. В школьном САНПИНЕ внеурочная деятельность не должна превышать в 50 минут в день, с перерывом не менее часа после уроков и обеда. А в дополнительном образовании продолжительность занятий составляет 45 минут. Вот и получалось, что педагог дополнительного образования за свой час работы должен заниматься с двумя группами по 10-15 человек вместо 15 положенных по их САНПИНУ. Мы были вынуждены детей делить на две подгруппы, и расписание строить таким образом, чтобы они занимались в двух различных кружках одновременно. Это вытекает в следующую трудность – недостаток помещений для занятий. Вот как организация внеурочной деятельности строится в нашей школе. К сожалению, не удалось равномерно распределить количество часов по классам, поэтому есть классы, в которых внеурочной деятельности 9 часов в неделю, а есть те, в которых 7.
В отличие от школы, посещение УДОД носит свободный характер. Никто не может насильно заставить ребенка приходить сюда. Только поддержание постоянного интереса детей и авторитет педагога являются основой занятий в творческих объединениях. Проблем множество, у всех они разные. Плюсом в организации внеурочной деятельности в нашей школе является близость дворца творчества детей и молодежи и центра детского технического творчества. У многих школ в нашем городе нет возможности возить детей в объединения на базе учреждений дополнительного образования. На мой взгляд, взаимодействие учреждений дополнительного и общего образования по организации внеурочной деятельности будет эффективнее при введении в практику следующих условий:
Дополнительное образование с полным основанием можно назвать «зоной ближайшего развития» всей школы. Рациональное начало состоит в предложении новых перспективных образовательных программ и освобождении от тех программ, которые перестали приносить ожидаемый социокультурный эффект. Содержание современного дополнительного (внеурочного) образования детей должно строиться на идее образования как фактора развития личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ. Поэтому муниципальная система образования должна иметь в арсенале различные виды учреждений дополнительного образования, должна сохранить и преумножить их многообразие, обеспечивая свободу выбора обучающимися собственной траектории образования. |
![]() | Хорошо известно, что внимание учащихся, особенно в 2-6 классах неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного... | ![]() | «Основы теории изучаемого иностранного языка» (лексикология, теоретическая грамматика, стилистика изучаемого иностранного языка)... |
![]() | России образовательный процесс в школе предполагается строить не на предметно-ориентированной концепции, а за счет «развития личности... | ![]() | В 2011/2012 учебном году учителя иностранного языка в своей работе решали следующие вопросы |
![]() | Текст является основной учебно-методической единицей обучения, так как на основе текста возможно обучение всем видам речевой деятельности.... | ![]() | Межпредметные связи как способ мотивации студентов на уроках иностранного языка [Текст] / Р. Ф. Аккубакова |
![]() | Применение передовых педагогических технологий, подготовка к егэ, работа с одаренными детьми, реализация коммуникативно-деятельностного... | ![]() | Для достижения этой цели мы делаем упор на взаимосвязанное коммуникативно-речевое, социокультурное и языковое развитие школьников... |
![]() | Развитие познавательных творческих способностей учащихся при организации урочной и внеурочной деятельности | ![]() | Настоящее Положение определяет цели, порядок, процедуру проведения Конкурса среди преподавателей иностранного языка общего образования... |